В Петербурге изменилась посещаемость торговых центров
По итогам первого полугодия 2023 года посещаемость торговых центров Петербурга была на 2% ниже, чем в первые шесть месяцев 2022 года. От докризисных показателей (до начала СВО и пандемии) трафик в ТЦ отстает на 26%. Впрочем, эксперты видят предпосылки к восстановлению покупательского потока и надеются, что в следующем году он вернется к уровню благополучного 2019 года.
Минус два процента
Как сообщили РБК Петербург в компании Focus Technologies, Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) ТЦ Санкт-Петербурга, по итогам первого полугодия оказался на 2% ниже, чем в прошлом году.
Примечательно, что к концу второго квартала посещаемость ТЦ начала восстанавливаться. Так, в первом квартале 2023 года показатель Mall Index был на 6% ниже, чем за тот же период 2022 года, а во втором квартале на 2% превысил уровень за аналогичный период прошлого года.
«Дело в том, что большую часть первого квартала 2022 года на показатели потребительского рынка еще не оказывал влияние комплекс негативных факторов, включающих беспрецедентный уровень санкционного давления и связанное с этим снижение покупательной способности россиян, и остановка деятельности ряда международных брендов, магазины которых являлись якорями, привлекавшими посетителей в торговые центры. При этом, в конце марта-начале мая прошлого года наблюдались одни из самых низких показателей, связанные уже с проявлением всех негативных макроэкономических факторов, и как результат — переход потребителей в сберегательную модель поведения», — пояснил руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.
Он отмечает, что от показателей аналогичных периодов 2019 года отставание остается стабильным — как в целом за первое полугодие, так и в отдельности за первый и второй кварталы оно составляет порядка 26%.
Покупатели ушли в онлайн
Уровень отставания от 2019 года (последнего на настоящий момент года с классической сезонностью и уровнем активности потенциальных потребителей, на которые не влияли ни факторы, связанные с пандемией коронавируса, ни факторы текущего уровня санкционного давления), остается достаточно значительным на протяжении уже долгого времени.
«Дело в том, что в следующем за ним 2020 году в период наиболее серьезных ограничений на посещение объектов торговли, общественного питания и развлечений, многие наиболее консервативные в своем поведении потребители впервые попробовали онлайн сервисы заказа товаров и услуг, и в том числе доставки продуктов. Таким образом, часть посетителей, оценив ряд преимуществ e-commerce, сократили количество визитов в ТЦ в дальнейшем — и после снятия ограничений», — говорит Михаил Васильев.
Крупные пострадали сильнее
В Focus Technologies подчеркивают, что с наибольшими вызовами столкнулись объекты крупных и очень крупных форматов, так как именно они в наибольшей степени пострадали от ухода международных брендов, многие из которых являлись в них якорями, генерирующими потоки клиентов. В отличие от крупных ТРК объекты малых и средних форматов, ориентированные на FMCG (товары повседневного спроса — ред.), с меньшей долей проникновения международных брендов практически не продемонстрировали снижения показателей среднедневной аудитории.
По итогам первого полугодия 2023 года Mall Index малых и средних ТЦ оказался на 1% ниже показателя аналогичного периода 2022 года, и на 22% ниже, чем в 2019 году. Для крупных и очень крупных ТЦ динамика к 2022-му и 2019 году составила соответственно -3% и -38%.
Первые признаки восстановления
В Focus Technologies полагают, что динамика среднедневной аудитории торговых центров в текущем году демонстрирует признаки стабилизации, в том числе за счет постепенного открытия на площадях ушедших международных арендаторов российских сетей, и возвращения покинувших ранее Россию брендов в новых форматах. Например, в июле в Петербурге на месте магазинов Puma открылись магазины Amazing Red, где представлена продукция того же бренда под новой вывеской. В апреле на месте бывших магазинов испанской группы Inditex начали работу магазины новых брендов — Maag, Vilet, Ecru и Dub. Петербургский fashion-ретейлер Melon Fashion Group (MFG), владеющий брендами Zarina, Befree, Love republic и Sela, стал открывать новые магазины в среднем в два раза больше по размерам, чем делал это раньше.
«Подобную динамику уже можно рассматривать как положительный момент в развитии потребительского рынка в текущих условиях», — считает Михаил Васильев.
«С марта этого года даже в крупноформатных торговых центрах, в которых в прошлом году мы отмечали снижение трафика до 30%, началось восстановление. Сегодня можно говорить не просто о возвращении трафика, а о том, что он начинает прирастать. Если эта динамика сохранится, то вполне возможно, что в первом квартале следующего года мы увидим тот уровень посещаемости ТЦ, который был до пандемии», — прогнозирует региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.