«Урон колоссальный»: чем проект о продаже алкоголя грозит Петербургу
Группа депутатов (из фракции «Новые люди») внесла 18 июля в Государственную думу законопроект, который может радикально изменить правила ведения бизнеса в стрит-ретейле. Рестораны, бары и магазины не смогут продавать алкоголь без получения согласия собственников жилья в этом доме. Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят о существенных рисках для рестораторов, владельцев алкомаркетов и всей отрасли стрит-ретейла — договориться с жильцами будет «почти невозможно».
Право запретить
Депутаты предлагают дать жильцам многоквартирных домов право запрещать розничную продажу алкоголя как в магазинах, так и на предприятиях общепита, которые работают в нежилых помещениях тех же зданий. Запрет может быть введен решением общего собрания собственников дома.
Авторы законопроекта поясняют, что в настоящее время на федеральном уровне отсутствуют нормы, регулирующие порядок работы магазинов и предприятий общепита в многоквартирных домах. «Проблема баров, ресторанов и «алкомаркетов» в жилых домах и возникающий в результате этого повышенный уровень шума вызывает законное возмущение у жителей домов, в которых расположены подобные заведения. Такая ситуация нарушает конституционные права граждан на отдых и благоприятную окружающую среду. Предлагаемые изменения позволят значительно снизить уровень шума, а также улучшат криминогенную обстановку», — сказано в пояснительной записке к проекту.
Особенности петербургского рынка
Как выяснил РБК Петербург, для Северной столицы последствия от принятия этого закона могут быть ощутимыми. Директор департамента исследований рынка компании Maris Алёна Волобуева говорит, что за последние 1,5 года рынок розничной торговли алкогольной продукцией испытывает настоящий бум. «Одними из главных арендаторов помещений формата стрит-ритейл выступают сетевые представители алкогольной дистрибуции», — подчеркивает эксперт.
По состоянию на начало 2023 года в Санкт-Петербурге насчитывалось свыше 2000 предприятий розничной торговли алкогольной продукцией. На третьем месте по темпам развития в сегменте стрит-ретейл выступают предприятия общественного питания (после ПВЗ). По числу точек общепита на 100 тыс. резидентов Санкт-Петербург опережает даже столицу России — Москву — с показателем более 220 заведений на 100 тыс. жителей.
По статистике отдела коммерческой недвижимости Setl Group (занимается помещениями на первых этажах новостроек), на общепит (кафе, бары, пекарни) приходится 19%, на продуктовые магазины разных форматов —17% от всех арендаторов коммерческих помещений в жилых комплексах.
«В случае принятия указанного законопроекта и высоком уровне активности жителей многоквартирных домов, урон рынку стрит-ретейла будет нанесен колоссальный, когда под удар попадут два ключевых сегмента, формирующих спрос на встроенные торговые помещения», — считает Алёна Волобуева.
Трудно договориться
Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова называет предложенный депутатами Госдумы способ решения проблемы неадекватным. «Это очень ударит по бизнесу. В центре города, как правило, дома небольшие, и там реально обойти всех жильцов и договориться. В спальных районах и крупных ЖК в новостройках, где сотни и даже тысячи квартир, провести собрание и получить согласие собственников — это просто без шансов. Думаю, что это будет порождать коррупцию. Управляющие компании в проведении таких собраний не заинтересованы, видимо, их придется «мотивировать», — прогнозирует Полина Фиофилова.
Она привела пример, с которым часто приходится сталкиваться рестораторам — при согласовании «свечи» (разновидность наружной вытяжки— ред.), нужно получать согласие жителей дома. «Чаще всего, реакция неадекватная, люди даже не хотят разбираться в вопросе. Даже предварительно согласованный в КГА и КГИОП проект вызывает полное неприятие у жильцов. Я считаю, что жители квартир не должны иметь права решать судьбу бизнеса в их доме. Особенно, если он не нарушает никаких правил и законов», — напоминает Полина Фиофилова. По ее словам, законопроект ущемляет права собственников коммерческих помещений на первых этажах, которые не смогут извлекать из своей недвижимости максимальный доход.
Под угрозой закрытия
Примеры того, как изменение законодательства ставило под угрозу существование целой отрасли общепита, в Петербурге уже были. Напомним, весной 2020 года вступил в силу федеральный закон, ограничивающий продажу алкоголя в заведениях, расположенных в многоквартирных домах. Согласно ему, расположенные в жилых домах или на прилегающей к ним территории, могут продавать алкоголь, если площадь торгового зала составляет не менее 20 кв. м. Закон дал региональным властям право устанавливать дополнительные условия для розничной продажи алкоголя в таких кафе и ресторанах.
В Законодательном собрании Петербурга воспользовались этой возможностью и приняли местный закон о запрете «наливаек» в жилых домах в июне того же года. Городские депутаты тогда ужесточили федеральный закон, увеличив минимальную площадь зала обслуживания, на которой заведения общепита могут продавать алкоголь, с 20 до 50 кв. м. Фактически это означало, что бары меньшего размера больше не смогут включить спиртное в меню. И всё, что меньше 50 кв. м и работает в режиме распивочной или рюмочной, должно быть закрыто.
Игроки петербургского рынка, в свою очередь, заявляли, что в жилых домах располагается 80% всех точек по продаже алкоголя в Петербурге. Они опасались, что под запрет попадут авторские, крафтовые бары и пабы. А алкогольные магазины, которые нелегально продают алкоголь ночью, под действие закона не попадут, так как их площадь довольно большая. После бурной общественной дискуссии в ЗакСе согласились пойти навстречу бизнесу, и договорились снизить минимальную площадь зала обслуживания для баров и ресторанов до 20 кв. м. При этом требование по минимальной площади в 50 кв. м сохранили для заведений общепита, расположенных в многоквартирных домах массовых серий («хрущевках», панельных домах и «кораблях»).
Повтор публикации от 18.07.2023