А.Кудрин рассказал о рисках бюджетной системы России
Бывший министр финансов и вице-премьер Алексей Кудрин написал статью для "Коммерсанта", в которой изложил свое видение текущих рисков бюджетной политики России в системном виде.
А.Кудрин полагает, что придется либо сокращать расходы (а многие из уже объявленных решений с трудом поддаются урезанию, например, увеличение пенсий и денежного довольствия военнослужащих), либо увеличивать налоги (считая эмиссию худшим налогом на всю экономику). Впрочем, необходимые для корректировки этого курса инструменты у правительства есть, нужно лишь определиться с приоритетами. А вот времени на это почти нет.
Повышение пенсий и зарплат, переоснащение армии, модернизация промышленности - все это абсолютно правильные задачи, которые должна ставить перед собой ответственная государственная власть. Включив фантазию, можно даже представить, как должны выглядеть условия, при которых все эти задачи можно решать одновременно. К сожалению, сейчас у нас за окном совершенно другая картина, пишет А.Кудрин.
Он предлагает реалистично оценить риски новой волны кризиса и принять кратко- и среднесрочные меры, предотвращающие его обострение в России. Первое: необходимо вновь поставить целью обеспечение бездефицитности федерального бюджета при цене 90 долларов за баррель в 2015г. В крайнем случае с учетом того, что за последний год были приняты решения о больших бюджетных обязательствах, можно поставить промежуточную цель: добиться к 2015г. сбалансированности бюджета при 100 долларах за баррель, отодвинув главную цель на 2017г. Второе: следует точно определить правило расходования нефтегазовых доходов, поскольку это влияет на инфляцию, валютный курс, формирование резервов правительства и очень важно для инвесторов.
Третье: требуется пересмотр наращивания военных расходов как по оснащению, так и по денежному довольствию. В существующей военно-политической ситуации целей перевооружения можно достичь не за 10, а за 15 лет. Четвертое: уже в следующем году нужно определиться со стратегией в вопросах социального и пенсионного обеспечения, чтобы рассчитать использование всех ресурсов и предусмотреть более активное вложение средств в программы развития. Не исключено, что придется ограничить индексацию пенсий только инфляцией - до момента ликвидации дефицита Пенсионного фонда. Пятое: необходимо программно определить целью снижение бюджетной нагрузки к ВВП, то есть снижение расходов и неповышение основных налогов. А также сохранение низкой инфляции с дальнейшим ее снижением до 4-5% в 2014г. и до 3% впоследствии.
В заключение А.Кудрин отмечает, что Россия стоит перед необходимостью создания новой модели роста экономики - не на базе роста спроса, подогретого вливаниями "нефтяных" ресурсов, а на основе роста частных инвестиций, подкрепленного стабильной финансовой системой с низкой инфляцией и низкой ставкой кредитования, наряду с иными институциональными преобразованиями. Если эти инвестиции захотят прийти во все отрасли и процесс этот станет массовым как для малого, так и для крупного бизнеса. Тогда можно будет надеяться на модернизацию.
Напомним, проработавший в правительстве 11 лет А.Кудрин потерял свой пост в сентябре 2011г. после высказываний о том, что он не видит себя в составе правительства под руководством нынешнего президента и откажется от работы в нем. По словам А.Кудрина, у него есть ряд разногласий с Д.Медведевым по экономической политике. Прежде всего они касаются существенных расходов на военные цели.