Петербургский ретейлер: «Нас могли атаковать обиженные поставщики»
Одна из крупнейших петербургских сетей ТД «Интерторг» (управляет сетями SPAR и «Народная 7Я семьЯ») в этом году столкнулась с большим количеством исков от поставщиков. Птицефабрика «Синявинская» даже сообщила о намерении обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом. Генеральный директор и собственник ООО ТД «Интерторг» Михаил Абдуллаев, ранее никогда не дававший интервью журналистам, рассказал РБК Петербург, в чем подозревает «обиженных поставщиков» и почему сеть готова отказаться от бренда «Народная 7Я семьЯ».
ИСКИ ЗА ИСКАМИ
— По итогам 2018 года чистая прибыль ТД «Интерторг» составила 721,5 млн руб. При этом объем задолженности перед поставщиками — больше 900 млн руб. Для вас такое соотношение чистой прибыли и долгов — тревожный сигнал?
— Практически все иски, которые подавали в арбитраж, улажены. Самый большой был от компании «Савушкин продукт», мы с ними заключили мировое соглашение. Все будет погашено в ближайшее время, и они отзовут иск.
— Почему число исков в этом году сильно выросло? Кстати, как и сумма претензий...
— Если кому-то не нравится компания, сразу начинают иски подавать. Но перед тем, как иск подавать, наверное, сначала нужно встретиться, поговорить и только после этого обращаться в суд? На этой неделе я уже по своей инициативе со всеми встречаюсь, в том числе с компанией «Савушкин продукт», все вопросы решаю. Есть график платежей. У нас рабочая живая организация, каждый день есть выручка, из нее мы платим поставщикам.
— Но тем не менее некоторые поставщики заявили о прекращении сотрудничества. Это создает какие-либо трудности для вас?
— Кто, например?
— Пискаревский молочный завод, «Синявинская» птицефабрика.
— Знаете, это не Пискаревский прекратил отгрузки, потому что не хочет с нами работать, а мы сами, потому что нам с ним работать нерентабельно. Мы зарабатываем 5% на их продукции и еще столько же списываем потом на утилизацию. Я уверяю вас, если мы завтра заказ сделаем, они его привезут. С «Синявинской» птицефабрикой мы уже поговорили. Сегодня же они выпустят пресс-релиз об урегулировании всех претензий.
Нет таких компаний, которые не хотят работать с нами. Есть компании, с которыми мы не стали работать. Например, из-за низкой маржинальности и нерентабельности их продукции. Со всеми компаниями на рынке у нас нормальные отношения. Мы можете любую компанию привести в пример и через неделю мы с ними будем работать.
— И все-таки иски подаются. Значит, есть долги. Почему?
— Дело в том, что из-за закона о торговле снизилось количество дней отсрочки. Раньше мы работали на условиях 45, 90 дней отсрочки, а сейчас поставщики все чаще пишут согласно закону: «5-15 дней» (соответствующие поправки в закон о торговле были внесены в 2016 году — ред.). Поэтому у них возникает огромное желание с нас пени брать, если мы им не заплатили полностью за 5 дней. Ситуации-то разные бывают. Причем если мы им штрафы выставим за недопоставки, это перекроет наши задолженности. Просто мы не занимаемся подобными вещами, а они этим пользуются.
— У вас есть стратегия на случай, если сразу несколько компаний подадут иски о банкротстве?
— Уверен, до этого не дойдет, я лично сейчас занимаюсь поставщиками. Если же кто-то подаст заявление о банкротстве, будем встречаться и решать этот вопрос. Кроме всего прочего, у нас активов достаточно, чтобы покрыть все долги перед поставщиками. Не только перед теми, которые подают какие-то иски, а вообще перед всеми. У нас есть недвижимость, есть склады — все это у нас в собственности. Транспорта 300 единиц. Я не понимаю всю эту волну слухов. Мне кажется, это какая-то информационная атака, которую заказал кто-то из обиженных поставщиков или наших конкурентов.
— Кого вы имеете в виду?
— Из тех, кто есть на рынке, любого можно назвать конкурентом.
— Но ведь есть объективная проблема — увеличение суммы исков в арбитраже. Как правило, это свидетельствует о проблемах компании.
— Хорошо, но вы знаете, о какой сумме идет речь?
— Более 900 млн руб. — общая сумма исков, судя по данным картотеки арбитража.
— Нет такой суммы. Это, может быть, сумма всех исков, поданных за год. Но большинство исков уже отозваны. По моим данным, в судах находятся иски максимум на 100-120 млн руб. Это рабочая ситуация, я не думаю, что у всех других сетей — крупных, мелких — вообще нет исков. Всегда есть недовольные партнеры, готовые подать иски.
У одной сети, например, которая работает в том числе в Питере, и по размеру в два раза меньше нас, сумма исков превышает 210 млн руб. Почему-то никто об этом не говорит.
— По вашим ожиданиям, какая будет выручка и прибыль по итогам этого года у «Интерторга»?
— Я думаю, выручка будет на уровне прошлого года — около 73 млрд руб., прибыль, по нашим расчетам, — примерно 1,2 млрд руб. Мы до конца года запускаем примерно 15 магазинов, в основном, под брендом SPAR, в том числе один гипермаркет в собственном торговом центре на Ленинском проспекте. В течение месяца мы должны ввести его в эксплуатацию и откроем торговый центр общей площадью 23 тыс. кв. м. Объект в нашей собственности. Кстати, рассматриваем вариант продажи этого объекта с обратной арендой — мы гарантируем доходность в районе 9-10% годовых, полностью эксплуатируем и отдаем каждый месяц стабильный доход.
Откроем некоторые объекты, доставшиеся от «Полушки». Плюс объекты, по которым мы давно подписали договоры. За счет этих магазинов у нас должна увеличиться и выручка, и рентабельность.
В АКЦИОННОЙ ЛОВУШКЕ
— Почему вообще в последние годы финансовые показатели компании ухудшались?
— Это общая тенденция ретейла. Его рентабельность упала, конкуренция увеличивается: магазины открываются рядом, конкуренты увеличивают количество акционных товаров, их доля уже составляет от 40 до 60% от общего объема продаж, что уменьшает нашу рентабельность. Если вы посмотрите результаты других сетей, кроме Х5, то у всех такая ситуация. Это не потому, что ретейлеры плохие, а оттого, что у людей платежеспособность сильно упала. Они реагируют только на акции. А платежеспособность падает начиная с 2014-2015 годов. Росстат рассказывает, что доходы населения увеличиваются, но мы по себе видим, что это не так. Покупают более дешевые товары, люди не могут позволить себе говядину, покупают курицу как самый дешевый белок и т.д.
— А в чем ваше преимущество перед федеральными сетями?
— Мы каждый день объезжаем магазины, смотрим и знаем самые лучшие места. Сидя в Москве тяжело выбрать хорошую локацию. Мы знаем каждый квартал, каждый метр города. У нас все склады здесь, под прямым нашим контролем. Централизация в логистике достигла 80%. В течение двух недель откроем алкогольный склад, что тоже увеличит централизацию поставок. Кроме того, с местными поставщиками мы больше работаем. Мы внедряем почти все новшества, начиная с формата shop-in-shop, аптеки под маркой SPAR внутри магазинов. Мы активно используем мировой опыт, которым с нами делится SPAR.
СПАСИТЕЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
— Что вы думаете о прогнозе аналитиков, уверенных в том, что региональные сети сдадутся под натиском федеральных?
— Возможно, возможно. Но считать нас региональной сетью не совсем корректно. Мы работаем по другой схеме — мы находимся в семье SPAR, которая работает во всех странах мира. И если объединить продажи всех партнеров SPAR в России, то наша страна будет точно в первой восьмерке.
— Какую долю занимает ваша компания в выручке SPAR в России?
— Примерно 30%. То есть у нас три самых крупных партнера — мы, Нижний Новгород и Тула. В Башкирии хороший крупный партнер, в Калининграде, в Челябинске тоже растет семья SPAR.
— А не рассматривали в качестве стратегии отказ от магазинов под брендом «Народная 7Я семьЯ» в пользу магазинов SPAR?
— Есть такая идея. Правда, не отказаться, а переформатировать под SPAR, но это очень затратное дело. Мы часть магазинов начали переводить и периодически это делаем. В этом году мы перевели практически все наши старые супермаркеты «Идея», за исключением одного, на улице Захарова. Крупные «СемьИ» мы и дальше будем переводить, а маленькие можно превратить в SPAR Express. Это вопрос времени, есть над чем работать. Просто вывеску менять не хочется, хочется провести реконструкцию. Мы считали — этот процесс займет года три, потому что у нас примерно 330 магазинов «Народная 7Я семьЯ». По итогам трех лет будут только магазины SPAR. В Москве мы уже все семьи перевели под SPAR.
— Довольны результатами?
— Да, автоматически идет увеличение продаж на 30%. И все новые магазины мы открываем под брендом SPAR.
— У вас нет желания вообще отказаться от ретейла, например, сосредоточиться на недвижимости?
— Пока нет. Пока силы есть, желание есть. Мне всего 50 лет. Я надеюсь, что еще лет 10 мы сможем выдерживать эту нагрузку. Будем мускулы качать. У нас 10% рынка сейчас, до 25% есть куда расти. В основном регионы нашего развития — это Петербург, Ленобласть, Северо-Запад. Московский регион мы не сильно будем развивать.
Справка
ТД «Интерторг» — один из немногих в Петербурге крупных ретейлеров, не принадлежащих федеральным сетям или иностранным инвесторам. Долю рынка «Интерторга» петербургское УФАС оценивает в 10,36% по итогам 2018 года. Компания была создана в 2003 году, ее основными владельцами считаются Абдуллаев Аллахверди Али Оглы и Абдуллаев Мушвиг Али Оглы. По данным СПАРК, компания через ООО «Интергрупп» принадлежит офшору в Монако «Сосьете Сивиль Партикульер Интер Солюшнз» (99%) и Абдуллаеву Аллахверди Али Оглы (1%). По последним данным, «ТД Интерторг» управляет сетью из 185 магазинов SPAR в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, республике Карелия, Мурманской, Архангельской областях, в Москве и Московской области и сетью из 251 универсама «Народная 7Я семьЯ». Отметим, что у компании SPAR в России есть еще два крупных франчайзинговых партнера.