Игроки рынка — о том, хватит ли Петербургу яиц и мяса
Несмотря на то, что Ленинградская область пока обеспечивает себя и Петербург мясом, яйцом, молоком и овощами борщевой группы (лук, свекла, капуста, картофель, морковь), в перспективе ситуация в сельском хозяйстве из-за санкций может ухудшиться. К такому выводу пришли представители отрасли, принимавшие участие в пресс-конференции в ТАСС. Они заявили о необходимости госпомощи для сохранения производства и регулирования роста цен.
Импортная зависимость
По словам производителей, сельское хозяйство Ленобласти и Петербурга чувствительно к зарубежным санкциям из-за большой импортной составляющей в производстве. Прежде всего, это касается техники. По словам исполнительного директора Ленинградской торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Игоря Муравьева, в основном сельхозтоваропроизводители пользуются техникой John Deere, JSB (обе компании приостановили поставки в Россию), а также белорусского производства.
Накануне посевной вопрос с запчастями встал особенно остро. «Цены на запчасти, которые требуют постоянной замены, выросли в 2-3 раза. И здесь наши друзья-партнёры из Республики Беларусь тоже цены поднимают. Вчера было подписано соглашение, где мы в определённых сегментах переходим по расчётам на рубли. И я очень надеюсь, что этот процесс будет взаимным и попыток заработать на сегодняшнем кризисе не будет», — сообщил Муравьев.
Впрочем, эксперты предположили, что именно в технике «импортозамещение» может произойти быстрее всего. Выход они видят в поставке аналогов из юго-восточной Азии. Часть сельхозтехники производится в России, например, на петербургском заводе «Кировец». В нынешней ситуации эксперты не считают зазорным организовать производство недостающих деталей на производственных площадях малого и среднего бизнеса в регионе. Это назвали даже «окном возможностей» для предпринимателей в условиях кризиса.
«Тут встает, конечно, вопрос патентного права, — отметил Игорь Муравьёв. — Но думаю, что сейчас эти моменты ушли немного в сторону. Главное, чтобы техника работала».
«Чужая кровь»
Гораздо сложнее производителям будет заменить импортный племенной материал. Директор Всероссийского НИИ генетики и разведения сельскохозяйственных животных Вадим Хлесткин отметил, что в птицеводстве сейчас используется 100% зарубежных родительских стад бройлерной птицы (те, что дают яйца и идут на мясо) и 80% — яичной птицы (дают только яйца). Такая же ситуация — в свиноводстве.
Доля импортного бычьего семени в 2021 года достигла почти 50% (ввезено 4,8 млн доз при потребности рынка в 10 млн доз). При этом собственных селекционно-генетических центров для производства своих родительских стад у Ленобласти нет.
Хватит ли яиц?
Что касается производства куриного мяса и яиц, то в администрации Ленинградской области РБК Петербург напомнили, что у трёх из пяти промышленных птицефабрик региона — «Синявинской», «Северной» и «Роскар» — есть собственные репродукторы. Там выращивают собственное «родительское стадо» для восполнения поголовья (поголовье домашней птицы, которое содержится с целью получения максимального количества высококачественных оплодотворённых яиц — ред.).
Также чиновники отметили, что «практически ни один из иностранных партнёров не отказался от поставок нашим хозяйствам племенного материала». Это касается также свинины, молочных и мясных пород крупного рогатого скота. Поэтому сейчас регион ищет новые транспортные коридоры для поставки племенного материала и инкубационных яиц в Ленобласть. Востребованность в импортном материале в пресс-службе Комитета по сельскому хозяйству Ленобласти объяснили тем, что именно за рубежом находятся главные мировые селекционно-генетические центры, в которых племенной материал создавался на протяжении не менее ста лет. В условиях рынка ленинградские компании привыкли отбирать лучшие образцы для производства.
В Ленобласти подтвердили зависимость от племенного материала по свинине и мясным породам коров. При этом по молочным коровам Ленобласть занимает 3 место в России (в 2021 году продуктивность оценивалась в 9022 кг молока от одной коровы в год). В этом сегменте большой зависимости от импортного материала нет. Чаще всего он использовался животноводами для получения коров с максимально возможными надоями.
В надежде на господдержку
Оптимизм чиновников не успокаивает аграриев — они считают, что сельхозтоваропроизводителям требуется срочная господдержка. В частности, представители отрасли подняли вопрос о специальных ценах на бензин и дизтопливо. «Нам нужно, чтобы не росли топливо, электричество, заработная плата, корма. Если это будет сделано, мы не будем увеличивать цены. Отмечу, что сельхозтоваропроизводители повышают цены только, когда получают счета и начинают их оплачивать. По-другому нам экономику не вытащить», — заявил президент региональной Ассоциации крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и кооперативов Михаил Шконда.
Игроки рынка напоминают, что в себестоимость сельхозпродукции входят также затраты на вакцинацию, корма, биопрепараты и упаковку (всё это по большей части привозится из-за рубежа).
Эксперты не назвали ни сроки, ни возможный процент повышения стоимости сельскохозяйственных товаров. Но Михаил Шконда отметил, что импортозамещение «дорого обходится производителям». Не все из них готовы идти на эти расходы сознательно. Эффект от перевода слишком отдалённый — не менее 5 лет, добавил эксперт.
Повтор публикации от 16.03.2022