Дневник кризиса: «пришло время покупать»
Петербургские предприниматели продолжают вести хроники своих рабочих дней в период кризиса. По просьбе РБК Петербург они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о возможностях для развития. В сегодняшнем дневнике — рост интереса инвесторов к венчурным проектам и совместный бизнес, который «хуже женитьбы».
Луиза Александрова, председатель Санкт-Петербургской ассоциации бизнес-ангелов (СОБА):
«Я сейчас работаю очень много; мы в постоянном режиме консультируем и готовим сделки, потому что уже видим рост интереса инвесторов к венчурным проектам, на 10-15%, и ожидаем гораздо более значительный рост в ближайшие месяцы. Классические инвесторы видят, что традиционные модели не работают, в то время как инновационные механизмы, наоборот, «выстреливают» на фоне сегодняшних проблем. Чем дальше, тем больше будет работать этот принцип, подогревая интерес к инновационным бизнесам.
Например, сейчас в активном переговорном процессе — проект, предлагающий альтернативу шприцам для внутримышечных инъекций. Он позволяет делать уколы безболезненно и, во многих случаях, самостоятельно, не прибегая к помощи медсестры. Понятно, что у него большой рынок — вакцинация, инсулинозависимые пациенты, педиатрия, и так далее. Вообще, инновации в сфере медицины — «горячая» тема в данный момент. Вторая тематика, по которой идет много переговоров — различные онлайн-инструменты. Мы сопровождаем сервисный проект для онлайн-игр — на него собралась, можно сказать, толпа интересантов, более 10 потенциальных инвесторов. Также пользуется вниманием стартап, разработавший сервис для дистанционного внешкольного образования. Наконец, меня поразил бизнес, привлекший первый пакет инвестиций зимой, и сейчас идущий на второй раунд — это онлайн-альтернатива магазинам для взрослых. Фирма, позиционирующая себя как сервис для качественной сексуальной жизни женщин, в январе имела месячный оборот в 350 тыс. рублей, а в апреле — 8 млн рублей. Мы считаем, что у этого онлайн-проекта большие перспективы.
Поступают запросы на инновационные проекты не только от инвесторов, но и от индустрий. Скажем, премиальный сегмент фэшн-индустрии — раньше оцифровка коснулась его в незначительной степени, и вот сейчас пришло время изменить модель работы, хотя не до конца понятно, как именно. Еще только предстоит найти эффективные для премиального ретейла онлайн-решения.
Самое тревожное для нас сейчас — в том, что нет офлайн-активности, а она важна. В моей довольно длинной профессиональной истории не было ни одной инвестиционной сделки онлайн — нет их и сейчас. Мы занимаемся оценкой проектов, переговорами, подготовкой документов, но сами сделки в период карантина не совершаются. Не зря говорят, что совместный бизнес — хуже женитьбы: разводиться в случае неудачи будет сложнее. Поэтому дистанционная покупка бизнеса, без очного знакомства сторон, такая же экзотика, как интернет-свадьба. Оговорюсь, что я лично знаю инвесторов, совершающих покупки бизнесов онлайн, но это небольшие сделки.
У нас перенеслись крупные оффлайн-мероприятия, как и международные программы. Например, в марте должен был стартовать акселератор для финских компаний, выходящих на российский рынок. Эта программа перенеслась на сентябрь; если перенесется и дальше — для нас это будут денежные потери. Я с тревогой смотрю в июль и август — очень важно для нас, чтобы в эти месяцы возобновились полноценные переговоры, заработали нотариусы, завершились сделки.
Что касается доходности венчурной инвестиционной деятельности, то я за нее не беспокоюсь. Эти инвестиции рассчитаны на 3-5 лет, поэтому от кризисов не зависят. Инвесторы, у которых сформирован сбалансированный портфель проектов, ничего не теряют: одни проекты проседают по текущей доходности, зато другие дают серьезный плюс. Важно только — вовремя продавать. Конечно, сейчас не время продажи бизнесов; сейчас момент для покупок.
При этом есть разница между покупкой классических и венчурных активов. Мы уже сейчас получаем непрофильные для нас предложения — найти инвесторов на земельные участки, квартиры, пионерлагеря. При цене, скажем, в 125 миллионов рублей предлагают дисконт в 50 миллионов. И поскольку официальные банкротства, когда банки выставят на продажу свои залоговые активы, еще впереди, то мы увидим немало супер-дисконтных предложений.
А вот оценка инновационных проектов не меняется, поскольку они не рассчитаны на продажу в кризисный момент. Возможности, которые открываются сейчас, связаны со всплеском интереса инновационного сегмента и классического бизнеса, в том числе классических инвесторов, друг к другу, а не с ценой сделок».