Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Другой масштаб: почему петербургский бизнес смотрит на ПМЭФ со стороны

Пока на форуме удается заработать только рестораторам, отельерам и представителям MICE

В этом году номера на Петербургский международный экономический форум бронировали необычно рано: еще в марте в целом ряде отелей не осталось свободных мест на период проведения мероприятия. Российские бизнесмены приехали не только послушать президента страны, но и установить связи, ведущие к многомиллионным сделках. Однако для многих петербургских бизнесменов форум в этом году оказался не столь интересным - позволить себе участие в таком дорогом и пафосном мероприятии смогли лишь отдельные компании, да и те пришли на мероприятие, рационально просчитывая траты и возможные дивиденды.

С прицелом на IPO

Петербургская компания «Светлана-Оптоэлектроника» первый раз участвовала в ПМЭФ пять лет назад. Она искала среди посетителей форума клиентов, в том числе, посредством размещения рекламного стенда, что стоило порядка 600 тысяч рублей. Вложения себя оправдали – контакты с первыми лицами федеральных компаний, которым можно было без посредников объяснить преимущества светодиодного освещения, принесли предприятию крупных заказчиков, включая РЖД.

В этот раз «Светлана-Оптоэлектроника» в форуме не приняла участие: больших федеральных компаний, интересных предприятию – немного, и контакты с ними давно установлены, а участие стало слишком дорогим для среднего петербургского бизнеса. По мнению генерального директора компании Алексея Мохнаткина, для петербургских предпринимателей полезнее отраслевые выставки и другие форумы – например, Юридический, который посещают многие руководители компаний, но атмосфера на нем более демократичная.

А вот «Юлмарт», крупный интернет-ретейлер, считает экономически целесообразным участвовать в ПМЭФ в этом году. Но компания попала на мероприятие с конкретной целью. Как объясняет совладелец компании Дмитрий Костыгин, «Юлмарт» в 2016 году планирует выйти на IPO, а на Петербургский форум приезжают представители крупнейших международных банков: UBS, Credit Suisse, Goldman Sachs. «Они составляют глобальные обзоры индустрий, в том числе связанных с интернетом. Благодаря коммуникации на форуме, они лучше понимают, что мы делаем, и корректнее отражают нашу деятельность в своих обзорах», - говорит Костыгин. Возможно, пример «Юлмарта» - исключение, подтверждающее правило: компания, выходящая на IPO, попадает в обойму игроков, которым необходимы личные контакты глобального уровня. Такие игроки не типичны для петербургского бизнеса.

«Теряем туристов»

С куда большим воодушевлением на форум смотрят компании, представляющие индустрию сервиса. Им мероприятие приносит дополнительную выручку. По оценке совладельца ресторанной группы Stroganoff Group Леонида Гарбара, оборот петербургских ресторанов высокого ценового сегмента в дни форума возрос на 20% по сравнению с обычными июньскими днями. По его словам, помимо прямых дивидендов, ПМЭФ дает косвенные: корпоративные мероприятия компаний привели в рестораны новых гостей.

В петербургских отелях дни форума – также самые доходные в году. Юнис Теймурханлы, совладелец и генеральный управляющий отеля «Гельвеция», сообщил, что во время ПМЭФ загрузка составляет 100% во всех категориях отелей, свободный номер не найти. При этом бронирование происходит по открытым ценам - rack rate, то есть по максимальной цене номера для текущего сезона, без каких-либо скидок. «Выручка у отелей уровня 4 звезды возрастает ровно в два раза. У пятизвездных, из-за отсутствия скидок на этот период, валовая выручка в дни форума возрастает еще больше, до трех раз», - рассказал Юнис Теймурханлы.

В то же время отельеры делают важную оговорку: в период белых ночей отели Петербурга в любом случае были бы заполнены иностранными туристами, такая же ситуация и с ресторанами. «Белые ночи - бренд, раскрученный «Интуристом» еще в 1970-е годы, так что иностранцы стремятся в Петербург как раз в середине июня», - говорит совладелец «Гельвеции». Да и в целом проведение ПМЭФ и других крупных форумов на пике высокого сезона вызывает туристический коллапс, рассказывает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. «Из-за заоблачных цен и нехватки номеров мы теряем туристов, которые хотели бы посмотреть Петербург в белые ночи», - говорит эксперт. Ту же ошибку, по его мнению, допускают, организаторы Международного инвестиционного форума в Сочи, который проходит в сентябре, в разгар курортного сезона. «На мой взгляд, это неправильное планирование событийного календаря. Такие мероприятия должны поддерживать рынок в средний и низкий сезон. Почему бы не проводить их в ноябре или в феврале, как это делают многие европейские города? Международная выставка недвижимости в Каннах (MIPIM), к примеру, проходит в середине марта», - отмечает Прасов.

Заработать на MICE

Но эти минусы не способны отменить того факта, что ПМЭФ стимулирует развитие конгрессно-выставочной инфрастуктуры в Санкт-Петербурге. Руководитель департамента маркетинга выставочного научно-исследовательского центра R&C (группа компаний РЕСТЭК) Елена Четыркина напомнила, что в 1990-е годы форум проходил в Таврическом дворце, но по мере роста его престижа на международной арене и увеличения числа участников он стал требовать больших площадей, более высокого уровня оснащения. Наряду с другими статусными мероприятиями, такими как Газовый форум, ПМЭФ создал спрос на масштабные площадки, способные принять несколько тысяч участников, на качественный конгрессный менеджмент.

По словам руководителя отдела развития партнерских программ конгресс-центра «ПетроКонгресс» Татьяны Лихачевой, до самого последнего времени город был физически не способен принимать крупные международные события. И транспортная инфраструктура, и площадки для проведения мероприятий категорически не соответствовали уровню международного места встреч. «Например, международный Конгресс кардиологов ежегодно собирает 30 000 участников, - говорит Татьяна Лихачева. - У нас невозможно даже представить проведение такого мероприятия. В Петербурге и 3000 человек одновременно было негде собрать – единственной площадкой для мероприятий с числом участников свыше 1500 оставалось давно устаревшее «Ленэкспо»».

В связи с появлением в северной столице современного аэропорта и специализированной конгрессно-выставочной площадки «Экспофорум» возможности Петербурга по проведению крупных событий значительно расширились. «В городе планируется строительство еще двух крупных конгрессных центров - Константиновского (рядом с Константиновским дворцом, проект пока в стадии разработки) и на Юго-Западе, - рассказывает Татьяна Лихачева. – Таким образом, с точки зрения уровня инфраструктуры, наш город заметно укрепляет свои позиции на рынке MICE». Контракты на проведение крупных международных мероприятий заключаются за три года, поэтому появление новой инфраструктуры дает отложенный эффект. Через несколько лет показатели Санкт-Петербурга как игрока MICE-индустрии, скорее всего, изменятся и количественно, и качественно: увеличится доля крупных международных событий.

Елена Кром

Вы можете также прочитать спецвыпуски газеты РБК, посвященные первому и второму дням проведения ПМЭФ-2015.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 18:37
NBC узнал о желании Трампа завершить конфликт на Украине «в первый день»Политика, 22:06
Российские экспортеры приостановили поставки пшеницы в СириюБизнес, 21:50
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 21:40
Отец футболиста сборной Германии признался, что подделал возраст сынаСпорт, 21:37
В Госдуме объяснили блокировку ViberПолитика, 21:36
На прямую линию Путина запретили приносить большие флаги, плакаты и дроныПолитика, 21:34
В АТОР уточнили слова вице-президента о «воспитании» абхазского бизнесаОбщество, 21:19
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
FSNN сообщила о прибытии бортов Ил-76 на ХмеймимПолитика, 21:14
Киев раскрыл, куда украинцы потратили «Вовину тысячу»Политика, 20:59
Посланник Трампа по Украине оценил сроки завершения конфликтаПолитика, 20:34
Для управленцев-технократов: на чем будут ездить российские чиновникиРБК и Автоваз, 20:33
Зурабишвили отказалась покидать дворец президента по истечении срокаПолитика, 20:30
Российский пловец в 18 лет выиграл третье золото на чемпионате мираСпорт, 20:25
Нэнси Пелоси получила травму в ЛюксембургеПолитика, 20:18