Музей из «Википедии»: почему в Петербурге популярна вульгарная история
«Открывшийся Петербурге исторический парк «Россия — моя история» уже успел вызвать ажиотаж у горожан (в течение первой недели работы парк принял более 20 тыс. посетителей — ред.). Популярность такого рода проектов вызывает сложные чувства, от возмущения до ощущения проигрыша. И дело не только в отсутствии профессионального исторического образования у авторов проекта, о чем свидетельствует множество ошибок, которые не мог бы себе позволить и студент. Главная проблема проекта — это бескомпромиссная подача материалов, его идеологическая ангажированность, акцентирование одних фактов и замалчивание других.
Сын за отца не отвечает
Есть ощущение небрежности при подготовке отдельных разделов. Конечно же, проще всего обнаружить эту небрежность в тех зонах, где рассматриваются вопросы моей узкой специализации (XVI—XVII). Это, вроде бы, мелочи, но видно, что такие ошибки проистекают из простой халтуры — по-моему, люди поискали что-то в «Википедии», и вот, вместо шведского военачальника Якоба Делагарди, в статье, посвященной заключению Столбовского мира 1617 года, поместили изображение его отца, Понтуса Делагарди.
Комично упоминание о каком-то «заведении» писцовых книг в 1620 году: прежде всего, простому зрителю неясно, что это, с другой стороны, специалисту очевидно, что такие памятники появились в конце XV в. Очень странен текст об образовании некого «Иноземного приказа» в 1624 году. Что здесь имеется в виду, «Иноземский» (он же «Панский») приказ, или даже Посольский приказ, понять невозможно, но оба эти приказа появились еще в XVI веке. Не поддается пониманию и то, почему говорится об установлении дипломатических отношений с Англией, Голландией, Швецией, Данией, Османской империей в 1620-1640 годах. Даже если считать (хотя сейчас это маргинальная точка зрения), что в 1613 году Московское государство было переучреждено, то посольства в эти государства были отправлены сильно раньше. А первые посольства из Москвы — в XV—XVI вв.
Это «наша» земля
Но пугают не фактические ошибки. Их легко поправить. Совершенно невозможно исправить архаичное отношение к прошлому, к его изучению. Очевидно вульгарное «постевразийство» авторов концепции выставки: история Руси — Московского государства — России преподается с одной стороны в духе «особого пути», «осажденной крепости», с другой стороны — в гармонии с Востоком и в противостоянии Западу. Хорошо заметна также конспирология: враги все время стремятся развалить (Русь? Московское царство? Российскую империю? СССР?), с чем существующей власти все время приходится бороться.
Явно авторам не удались те разделы, которые даже для них кажутся дискуссионными (к примеру, Литва и Москва в XV в., противостояние красных и белых в Гражданской войне начала ХХ в.). Центральная власть и интересы государства везде предстают либо во всем правыми, либо подверженными иноземному влиянию — и неправыми в связи с этим. Альтернативные оценки значения исторических событий остаются за пределами экспозиции. Претенденты на престол 1610-х годов — всегда враги. А Ниеншанца, Ингерманландии — как будто бы не было. Например, нигде не говорится про то, что Ниеншанц — это город Шведского королевства. Видимо, тогда возникли бы «ненужные» вопросы: «А какой может быть шведский город на территории «нашей» земли?», «Какие шведы? Это же наша земля от самого начала и до самого конца!».
Проект не оставляет широкому зрителю возможности выбора, к какой исторической общности себя относить, чье, какое прошлое — его прошлое.
Фарш невозможно провернуть назад
Это не музей. Это «исторический парк», какой-то новый формат подачи прошлого. Пусть так. Однако на 171-й маршрутке написано, что она везет в «Музей История России». Следует констатировать тот факт, что профессиональное историческое сообщество этому «музею» безнадежно проиграло. Проект, несомненно, будет востребован. Для широкого зрителя сегодня большие капвложения — это маркер подлинности, с авторитетом невозможно спорить (стоимость проекта составляет 1,7 млрд руб., источник — бюджет Петербурга — ред.). Помножьте это на несложные технические решения, понятные любому обладателю гаджетов, и вы уверенно достигнете успеха у максимально широкой аудитории.
Говорят (но официальной информации об этом найти не удалось), что существует еще и третий зал, где представлен «региональный компонент» и он будет «совсем другим» (исторический парк включает в себя два зала, рассказывающих об истории России с древних времен до современности; предполагается, что позже будет открыт третий зал, посвященный истории Петербурга — ред.). Но зритель пройдет и через те два, что открылись на Бассейной улице. И впечатление, несомненно, будет общим.
Поэтому после посещения выставки выходишь с ощущением проигрыша. То есть, что бы мы ни писали, как бы ни опровергали многочисленные ошибки — никто не будет это демонтировать. Фарш невозможно провернуть назад».
Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.
«Музей» на деньги петербуржцев
Петербургский музейно-выставочный комплекс «Россия — моя история» находится на Бассейной 32А. Он включает в себя два зала, рассказывающих об истории России с древних времен до современности. Предполагается, что также будет открыт зал истории Санкт-Петербурга. Кроме того, есть пространство для временных экспозиций, шесть лекториев, два конференц-зала, ресторан и рабочие классы. Площадь комплекса — около 15 тыс. кв. м. Стоимость строительства — 1,7 млрд руб. Проект финансируется из петербургского бюджета. Интересно, что на участке, где располагается парк «Россия — моя история», ранее планировали строить Музей блокады. Однако тогда в бюджете не нашлось на это средств, пишут СМИ.
В течение первой недели работы исторический парк, по данным комитета по культуре Петербурга, принял более 20 тыс. посетителей.
Заказчик проекта — «Центр выставочных и музейных проектов». Контракт на строительство был заключен с единственным участником конкурса московской строительной компанией «Мир», следует из материалов госзакупок. Экспозиции исторического парка «Россия — моя история» подготовлены Патриаршим советом по культуре и Фондом гуманитарных проектов, возглавляемым епископом Тихоном (Шевкуновым).
В настоящий момент по стране открыто 16 таких комплексов, еще два — строятся.