Игроки рынка: «В России создали искусственный дефицит цветов»
Перед 8 марта — праздником, который приносит цветочным магазинам самую большую прибыль в году, в России возник дефицит цветов. Как уверяют представители логистических компаний и цветочных сетей, он создан искусственно. В феврале Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) начала масштабные проверки фур с цветами, которые ввозят в Россию из Белоруссии. Таможенники проводят стопроцентные досмотры товарных партий, проверяют достоверность сведений в товарно-транспортных накладных и инвойсах. Даже после досмотра и сопоставления сведений сотрудники таможен продолжают удерживать грузы.
Без объяснения причин
Как рассказал РБК Петербург президент Ассоциации цветочного ретейла Артём Николашин, практически от каждого участника в ассоциацию поступает информация о задержках цветочной продукции. «Машины отконвоированы в Смоленскую и Московскую область, где они удерживаются на временных складах без объяснения причин. Без соблюдения температурного режима, досматриваются долго и непонятно зачем. Насколько мы знаем, все документы были в порядке, акты санитарно-эпидемического контроля также имеются», — отметил он.
Генеральный директор ООО «Маори Русс» Анна Мельничук сообщила РБК Петербург, что на границе с Белоруссией сейчас стоит около 50-60 машин, в каждой из которых по 10-12 тонн цветов. «Инвойс на одну машину (документ для таможенных сборов и НДС, который подтверждает стоимость декларируемого товара — ред.) в среднем составляет $20 тыс. Цветы — это скоропортящийся товар, с момента срезки до окончания срока годности - всего 2 недели. То есть, цветы, которые долго простояли на таможне, будут непригодны. Мы их не сможем продать. Все пойдет на утилизацию», — пояснила она.
Компенсировать убытки за счет покупателей
По оценкам Ассоциации цветочного ретейла, через Белоруссию ввозят подавляющее количество цветов, доля белорусского импорта на российском рынке доходит до 60-80%. Остальные поставки идут через другие европейские страны.
Поставки из Белоруссии оказались практически полностью заблокированы в период самого высокого спроса на цветы, заявляют игроки рынка. «Дефицит уже есть, цветочной продукции элементарно не хватает. Подорожание будет в два-три раза точно. Если ситуация не разрешится к 8 марта, то цветы будут на вес золота в этот день», — прогнозирует Артём Николашин. «Все розничные магазины будут пытаться компенсировать свои потери повышением наценки и ростом цен на цветы. Пострадает в итоге конечный покупатель», — уверена Анна Мельничук. Он заявила, что планирует подавать в суд для возмещения убытков. «Будем пытаться доказать свою правоту, но не уверены, что получится выиграть. Как показывает практика, в спорах с таможенными органами суды часто встают на сторону государства», — говорит она.
Реэкспорт из Белоруссии
Основным поставщиком срезанных цветов на российский рынок Белоруссия стала после запрета на ввоз цветов из Нидерландов, введенного во второй половине 2015 года. По оценкам BusinesStat, в течение 2015-2019 годов ввоз цветов из этой страны увеличился в 123 раза и достиг 938,8 млн шт. Значительная часть продукции, поставляемой из Беларуси, представляет собой реэкспорт, под видом белорусской продукции ввозится продукция из других стран, говорят эксперты. По данным BusinesStat, продажи срезанных цветов в России в 2020 году составили 1,58 млрд шт., что на 9,9% ниже, чем годом ранее.
Сейчас в выигрыше оказались те, кто не использовал схему доставки цветов через эту страну. «Мы через Белоруссию цветы никогда не возили. Наши поставки из Финляндии, через паром, растамаживаем в Петербурге. Это консервативный, не такой дешевый путь, как через Белоруссию, но более стабильный», — говорит генеральный директор фирмы «Оранж» Александр Иванов.
РБК Петербург направил официальный запрос в Северо-Западное таможенное управление.