Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

По германскому пути: в России начинается новая реформа образования

Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Руководитель петербургского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Марина Шишкина направила обращение председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с призывом отказаться от реформы среднего профессионального образования. Речь идет о планах Министерства просвещения РФ вдвое сократить число специальностей в колледжах и сроки обучения за счет объединения и укрупнения учебных программ. По оценкам главы ведомства Дмитрия Глушко, это поможет повысить интенсивность практического обучения в колледжах, популярность которых растет с каждым годом — в прошлом году, по его словам, в российские колледжи поступило 1,2 млн первокурсников, в этом году это число вырастет еще на 50 тыс. человек.

Шишкина назвала решение властей «непродуманным» — по ее мнению, реформа может привести «к самым непредсказуемым последствиям». «Ускоренные курсы актуальны в кризис, например, в военное время — тогда по понятным причинам трактористы срочно переучиваются на танкистов, старшеклассники осваивают штыковой бой, а воспитанницы балетных училищ — навыки оказания скорой медицинской помощи. Но в чем необходимость одномоментного перевода колледжей на ускоренную систему обучения сейчас?», — отметила Шишкина.

Иного мнения придерживается социолог, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Даниил Александров. По его словам, реформа может положительно отразиться на системе среднего образования в России, но некоторые идеи чиновников вызывают беспокойство у собеседника РБК Петербург.


Даниил Александров, социолог, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:

По германскому пути: в России начинается новая реформа образования

«В адрес реформы среднеспециального образования звучит много критики, но она, на мой взгляд, неоправдана. В частности, говорят о сокращении числа специальностей. Мне кажется, суть реформы не в сокращении, а в объединении специальностей. Ничего плохого в этом я не вижу. Номенклатура образовательных программ, которая сейчас есть в среднеспециальном образовании, очень громоздкая. Если мы откроем этот список, то там, например, по направлению «Информационная безопасность» будет пять номеров специальностей. Базовые знания у всех одинаковые; учитывая, что технологии меняются каждые пять лет, студентам лучше обучаться по одному общему профилю, а реальные навыки получить на рабочем месте. И, может, надо учиться в колледже меньше, а потом проходить еще обучение на работе. Идея коротких курсов в целом хороша: в сегодняшнем быстроменяющемся мире человек в 20 лет получает диплом; и вполне вероятно, через 5-10 лет ему уже понадобятся другие навыки.

Многих беспокоит идея Министерства просвещения сократить сроки обучения в колледжах. Не думаю, что сокращение сроков повлияет на качество образования. Во всём мире понимают, что реальная рабочая специальность обретается на работе, а не в стенах училища. Самые сильные специальности в Европе — это специальности, полученные по двойной системе, когда часть недели человек работает в реальной компании, а часть — учится в школе, аналогичной нашим техникумам. Такой подход используется, например, в немецко-швейцарской системе образования, и, как мы видим, Германия — лидер по современной промышленности и подготовке квалифицированных рабочих.

Однако некоторые идеи чиновников вызывают беспокойство. Мне, например, показалось, что они хотят усилить федеральный контроль за средним образованием через федеральный образовательный стандарт и проверки. Не думаю, что это правильно. Наша нынешняя система профессиональной подготовки пришла из Советского союза, где была плановая экономика и плановая подготовка кадров. У людей в Госплане было четкое представление, сколько выпускников и каких техучилищ будет нужно. Плановая система показала свою неспособность работать в развивающейся экономике. Сейчас мы пришли к иным способам управления экономикой, однако продолжаем планировать выпуск людей из государственной системы образования. Это глубоко порочный принцип. Нужно, наоборот, больше полномочий отдавать в регионы, чтобы они реорганизовывали систему среднего профессионального образования и готовили специалистов с учётом специфики регионального рынка труда».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Повтор публикации от 15.03.2021

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 15 марта
EUR ЦБ: 93,61 (-0,65)
Инвестиции, 17:45
Курс доллара на 15 марта
USD ЦБ: 85,57 (-1,05)
Инвестиции, 17:45
Рубио назвал встречу Путина и Уиткоффа позитивной и продуктивнойПолитика, 20:00
Главреда «Вечерних ведомостей» снова арестовали на 14 сутокПолитика, 19:53
Рубио заявил об улучшении положения на переговорах по урегулированиюПолитика, 19:51
СК проверит данные о побоях первоклассницы учительницей в ЛипецкеОбщество, 19:49
Путин ответил на призыв Трампа пощадить бойцов ВСУ в Курской области⁠Политика, 19:45
Токаев призвал к объективной оценке советского прошлогоПолитика, 19:42
Матч Российской премьер-лиги назвали «Кубком эль-пластико»Спорт, 19:29
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
После стрельбы у детсада в Новой Москве завели дело о хулиганствеГород, 19:23
Лукашенко заявил, что Путину «тайком» звонили с УкраиныПолитика, 19:10
«Русал» поэтапно купит 50% глиноземного завода в ИндииБизнес, 19:08
ЦСК ВВС сообщил о домашнем аресте гендиректора по делу о вымогательствеСпорт, 19:05
В «Нафтогазе» назвали серьезными повреждения мощностей для добычи газаПолитика, 19:05
Рейс Сочи — Москва вернулся на стоянку из-за сработавшей сигнализацииОбщество, 19:04
Зеленский отреагировал на убийство националиста Ганула в ОдессеПолитика, 18:59