Продавцы сигарет потеряли сотни миллиардов
По итогам 2017 года российские ретейлеры недополучат 210 млрд руб. выручки от продажи табачных изделий, подсчитали эксперты «INFOLine-Аналитики». Потери, по их оценкам, связаны с ростом акцизов на табак и, как следствие, повышением закупочных цен. Компенсировать эти потери за счет адекватного повышения розничных цен невозможно, поскольку спрос на табачные изделия снижается. Пока ретейлеры жертвуют прибылью, однако в дальнейшем, как считают отраслевые эксперты, продавцам табака придется отказаться от части покупателей. В результате от этого пострадает вся российская розничная торговля.
Максимум и минимум
В 2017 году акциз на сигареты и папиросы, устанавливаемый Налоговым кодексом РФ, составил 1562 руб. за тысячу штук, что почти на 25% больше, чем годом ранее. В 2018 году акциз увеличится еще на 9,9%. Аналогичный рост ожидается и в 2019 году.
Одновременно с ростом акциза производители табачных изделий увеличивают максимальную розничную цену. По данным гендиректора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в 2017 году она повысилась в среднем на 15% — до 103 руб. за пачку. В 2016 году рост составил 26,9% от уровня предыдущего года, в 2015 — 24,3%.
Справка
Максимальную розничную цену устанавливают производители отдельно для каждой марки сигарет. При этом существует и минимальная розничная цена, которая устанавливается федеральным законодательством и составляет 75% от максимальной розничной цены.
Растет и закупочная цена на табачные изделия, сообщил РБК Петербург совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский. «Закупочная цена растет примерно на 25% в год. Если в октябре 2015 года она в среднем составляла 76 руб. за пачку сигарет, то сейчас это уже 110 руб.», — сказал Мышинский.
Несопоставимыми темпами
Однако сопоставимого роста цен в рознице не происходит. По словам Михаила Бурмистрова, в 2017 году цена на табачные изделия в магазинах выросла только на 10%, в прошлом году — на 20%. Как следует из отчета «INFOLine-Аналитики», от максимальной наценки на табачные изделия отказываются 95% сетевых магазинов и 55% независимых торговых точек.
Рост закупочных цен на табачные изделия не сопровождается сопоставивым увеличением их стоимости на полках магазинов.
Похожие наблюдения сделала исследовательская компания Nielsen, по данным которой разрыв между максимальной розничной ценой и стоимостью сигарет на полках увеличивается последние три года. Если в 2014 году в Северо-Западном федеральном округе средняя цена пачки сигарет в магазинах была на 5,5% меньше максимальной розничной цены, установленной производителями, то в 2015 году разница составляла уже 7,1%, в 2016 году — 11,6%, а в 2017 году — 14,4%.
Сознательная жертва
Тормозить рост цен ретейлеров заставляет снижение спроса на табачные изделия, полагают эксперты «INFOLine-Аналитики». По их данным, только за 2017 год продажи сигарет в штуках в магазинах упали на 7,5%.
Отчасти это объясняется общим снижением потребления табака в России. Если в 2009 году в России курило 39% взрослого населения, то в 2016 году — 31%, следует из данных Минздрава.
Еще одна причина сокращения продаж сигарет — увеличение масштабов нелегальной торговли, считают производители табачных изделий. «На рынок влияет конкуренция с нелегальной продукцией из стран Евразийского экономического союза, которая продается по более низким ценам. Это оказывает давление на легальных продавцов», — пояснил РБК Петербург представитель одной из табачных компаний.
Как следует из отчета Nielsen, по итогам третьего квартала 2017 года на «серых» продавцов пришлось 4,5% российского рынка табачных изделий — это на два процентных пункта больше, чем в аналогичный период 2016 года. По прогнозам «INFOLine-Аналитики», по итогам 2017 года доля «серого» сектора увеличится до 6,3%.
Тормозить рост цен ретейлеров заставляет снижение спроса на табачные изделия и увеличение масштабов нелегальной торговли.
Ретейлеры сознательно жертвуют прибылью от продажи сигарет ради сохранения покупательского трафика, полагает Бурмистров. «Табачные изделия — это одна из тех товарных категорий, которая формирует трафик. Сдерживание цен — это некий инструмент борьбы за покупателя, поскольку ключевой вопрос — чтобы покупатель пришел в магазин, а прибыль можно заработать на других товарах», — пояснил эксперт.
РБК Петербург направил запросы крупнейшим торговым сетям с просьбой прокомментировать ценовую политику в сегменте табачных изделий.
Табачные изделия — это одна из тех товарных категорий, которые формируют трафик. Поэтому сдерживание цен на табак — это инструмент борьбы за покупателя.
Туманная перспектива
Впрочем, возможность ретейлеров сдерживать рост цен на сигареты ограничена законодательно, напоминает Бурмистров. Дело в том, что постепенный рост максимальной розничной цены влечет за собой пропорциональное увеличение минимальной цены, устанавливаемой государством (см. справку).
«Законодательство предусматривает, что отклонение цены реализации от максимальной розничной цены может быть не более 25%. Сейчас ретейлеры прошли две трети этого пути. Фактическая цена реализации уже близка к нижней планке», — поясняет Бурмистров.
В такой ситуации продавцы будут вынуждены поднять цену, хотя это и приведет к оттоку покупателей, прогнозирует главный редактор отраслевого издания «Русский табак» Максим Королев. «К тому же никто не рискнет торговать в минус, поэтому ретейлеры пойдут на постепенное увеличение наценки», — предположил Королев в разговоре с РБК Петербург.