Российские программисты приняли контрмеры против санкций
Главным изменением для российской IT-индустрии в 2017 году стало сокращение объема поставок в США — такое наблюдение сделали аналитики Ассоциации НП «Руссофт» в ходе проведенного ими исследования экспорта российской софтверной продукции. Итоговых цифр «Руссофт» пока не предоставил, однако предварительные оценки ситуации говорят о том, что в ответ на сужение ключевого для них сегмента российские разработчики ПО активизировали освоение рынков развивающихся стран и достигли в этом первых успехов. Смена приоритетов позволила российскому бизнесу сделать качественный шаг в развитии. «В этом смысле санкции играют для IT-индустрии стимулирующую роль — вредя одним бизнес-моделям, они подталкивают развитие других», — сказал РБК Петербург один из крупных игроков IT-рынка.
Политические проблемы
Как считают в «Руссофте», постепенное сокращение присутствия российских разработчиков в США отчасти связано с действием санкций. Санкции — как официальные, так и неофициальные (которые существуют в виде рекомендаций бизнесу) — в основном коснулись трех крупных секторов американской экономики: госсектора, рынка систем безопасности и рынка финансовых технологий, рассказал глава ассоциации Валентин Макаров. «Выйти на американский рынок в этих трех секторах российским компаниям сейчас очень сложно. В основном там работают компании, уже имеющие офисы в США», — сообщил Макаров.
«Переговоры о заключении контрактов с американским госсектором становятся более сложными. Иногда они прекращаются без объяснения причин, иногда обсуждение спускается на тормозах. На техническом уровне обсуждения проходят по-прежнему открыто и активно, осложнения возникают на этапе формальных закупочных процедур», — рассказывает гендиректор компании Raidix (входит в ГК Digital Design) Андрей Федоров.
Для отечественных IT-компаний потеря рынка, связанного с американским госсектором, — чувствительный удар. Как сообщил со ссылкой на экспертные оценки торговый представитель РФ в США Александр Стадник, на США приходится 40% экспорта российского софтверного бизнеса.
Отчасти эта потеря восполняется увеличением объемов сотрудничества с американским бизнесом. Однако, по прогнозам «Руссофта», полностью компенсировать падение продаж госсектору частные компании смогут не раньше, чем через 2-3 года.
Постепенное сокращение присутствия российских разработчиков в США отчасти связано с действием санкций.
Нет худа без добра
Проблемы на рынке США стимулируют российские компании активнее искать новые рынки в странах второго и третьего мира, отмечает Валентин Макаров. Такая стратегия в 2017 году привела к заметным успехам, особенно у продуктовых компаний сферы IT. В качестве хорошего примера он приводит сообщение Евгения Касперского о том, что в 2017 году заказы из таких стран позволили его компании полностью компенсировать потери на рынке США и даже нарастить общий объем экспорта компании на 8%.
Как отмечает Макаров, клиенты в развивающихся странах предъявляют все больший спрос на сложные IT-разработки, в которых россияне при сопоставимых ценах заметно сильнее индийцев и даже китайцев. «Настало время, когда такие страны стали активно использовать у себя сложные разработки — в военной сфере, в госсекторе, в финансах», — считает эксперт.
«Бизнес со странами второго и третьего мира оживился. Сложно сказать, вызвано это усилением нашей активности или ростом их интереса, но такой факт можно уверенно констатировать», — подтверждает гендиректор Raidix.
Впрочем, повышение интереса к развивающимся странам не обязательно связано с влиянием санкций, полагает гендиректор компании «Рексофт» Александр Егоров. «Для большинства компаний это скорее всего просто попытка поиска менее конкурентных рынков, и эта стратегия не имеет прямого отношения к санкциям. Что касается чисто сервисных компаний, то «в странах второго и третьего мира» им в принципе невозможно продать свои услуги из-за серьезной ценовой конкуренции со стороны местных компаний. Попробуйте продать из Москвы услуги по разработке клиенту в Китае или Индии — это невозможно», — утверждает Егоров.
Проблемы на рынке США стимулируют российские компании активнее искать новые рынки в странах второго и третьего мира. Такая стратегия в 2017 году привела к заметным успехам.
Лишь бы не отменили
Смена рынков сбыта для российской IT-продукции сопровождается еще одним важным изменением — как отмечают эксперты «Руссофта», отечественные разработчики, которые до сих пор в основном выступали субподрядчиками иностранных вендоров, начинают работать напрямую с конечным заказчиком.
Как считает Макаров, российские разработчики начинают продавать по всему миру услуги интеграторов — поставщиков конечных решений, выполняемых консорциумами российских компаний. «Компания-организатор составляет пакет из разных предложений и формирует из него конечный продукт. Продажа такого продукта позволяет получать гораздо большую маржу, чем простой сервис», — объясняет глава «Руссофта».
Смена рынков сбыта для российской IT-продукции сопровождается еще одним важным изменением — отечественные разработчики, которые до сих пор в основном выступали субподрядчиками иностранных вендоров, начинают работать напрямую с конечным заказчиком.
Инициатором этой тенденции он считает генерального директора ООО «Центр речевых технологий» (ЦРТ) Дмитрия Дырмовского. Дырмовский и главы других компаний при поддержке «Руссофта» и Российского экспортного центра провели в ряде стран выставки-презентации таких решений.
«С коллегами по консорциуму мы готовим совместные интегрированные решения, вместе участвуем в продвижении — в том числе на выставках. В Латинской Америке, Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе это уже приносит первые результаты. ЦРТ запустил первые подобные проекты во Вьетнаме, Перу, Ливане и Египте, серьезные намерения есть у наших заказчиков в Колумбии и Эмиратах. Большим спросом в этих регионах пользуются комплексные решения в сфере безопасности — коллег очень интересует наша аналитика и биометрия по голосу и лицу. Суммы отдельных контрактов составляют в среднем 2-5 млн долларов, но это только начало. Сейчас нам важно заявить о себе на рынке и дать зарубежным партнерам понять, что сотрудничать с российскими компаниями выгодно и безопасно», — рассказал Дырмовский РБК Петербург.
«Пока от санкций больше вреда, чем пользы, — резюмировал их влияние на индустрию Александр Егоров, — но на длинной дистанции ситуация поменяется. Лишь бы не отменили раньше времени».
Справка
По данным последнего исследования НП «Руссофт», объем зарубежных продаж ПО и услуг по его разработке российских компаний вырос в 2016 году на 12% и достиг $7,5 млрд. На долю Петербурга, по оценке президента «Руссофта» Валентина Макарова, приходится 15 — 17%, что составляло в 2016 году около $1,2 млрд. Как и в прошлый период, IT остается лидером петербургского экспорта, что свидетельствует о перспективности петербургской софтверной отрасли на мировом рынке.