«Самокат должен иметь номер»: как полиция защитит пешеходов
В Смольном назвали ответственных за соблюдение правил дорожного движения велосипедистами и самокатчиками. По мнению чиновников, штрафовать их в случае нарушений на тротуарах должна ГИБДД. Об этом на последнем заседании городского правительства заявил председатель комитета по транспорту Петербурга Валентин Енокаев. Обсуждение стало особо актуальным в связи с ростом числа аварий с участием самокатов, что вызвало даже реакцию главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, который поручил подчинённым разобраться в этой проблеме. РБК Петербург спросил у экспертов, способны ли власти регулировать ситуацию и хватит ли у полиции на это сил и средств.
«Неотъемлемый элемент улицы»
Идею назначить ГИБДД ответственной за соблюдение ПДД самокатчиками и велосипедистами, в том числе на тротуарах, можно одновременно считать естественной и бесперспективной, полагает эксперт транспортного развития территорий «Лаборатория градопланирования» Илья Резников.
«С одной стороны, тротуары — это тоже неотъемлемый элемент улицы, а ГИБДД имеет право штрафовать любых участников дорожного движения — хоть пешеходов. С другой стороны, у ГАИ нет механизмов для систематического контроля за движением СИМ (средств индивидуальной мобильности — ред.)», — считает он.
По мнению Резникова, пути решения проблемы двухколёсного транспорта включают: дальнейшую работу с компаниями, предоставляющими электросамокаты в аренду (в том числе различные запреты и ограничения их работы), а также создание инфраструктуры для движения велосипедов и СИМ по востребованным ими направлениям.
«В перспективе можно думать о необходимости регистрации на уровне города подобных транспортных средств с дальнейшим отслеживанием их движения современными средствами. Грубо говоря, самокат или велосипед должен иметь номер, и этот номер должен временно или постоянно привязываться к человеку, который им управляет. Тут нужно добавить, что речь не о введении дополнительной категории прав на подобную технику. Однако и для такого требуется дальнейшее совершенствование законодательства», — заключает эксперт.
Транспорт или СИМ
Если говорить о правовой стороне проблемы, то ситуация принципиально отличается с точки зрения возможности контроля велосипедистов и СИМ, подчеркивают собеседники РБК Петербург. Чтобы работать с велосипедистами у ГИБДД уже сейчас есть все полномочия, уверен руководитель «Петербургского велосообщества» Павел Хусу. Но что касается контроля за самокатчиками, все гораздо сложнее.
«Есть вполне понятные правила в ПДД — где должен двигаться велосипедист: в первую очередь — по велодорожкам, а если их нет, то по проезжей части, — напоминает он. — Но при этом есть и определённые условия, при которых велосипедист может двигаться по тротуару. Например, если движение по проезжей части невозможно. А вот этот момент в законодательстве очень широко трактуют: часть считает это какой-то физической невозможностью (например, дорога перекопана или перекрыта), по мнению других же, если на дороге, допустим, припаркованы автомобили, и движение по правому краю невозможно, соответственно велосипедист может на вполне законных основаниях переместиться на тротуар», — отмечает Хусу.
Тем не менее, по его словам, у ГИБДД есть все правовые основания для того чтобы остановить и оштрафовать велосипедиста, если сотрудник Госавтоинспекции посчитает, что он находится на тротуаре незаконно (Нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, влечёт наложение административного штрафа в размере 800 руб., а в случае нарушения ПДД в состоянии опьянения размер штрафа составит от 1 000 до 1 500 руб. (ч. 2, 3 ст. 12.29 КоАП РФ) — ред.).
Разъяснить и отпустить
Что же касается самокатчиков, то эксперт задаётся вопросом: почему глава комитета по транспорту предлагает бороться с их нахождением на тротуаре, если согласно последним поправкам, вступившим в силу 1 марта 2023 года, им разрешено по нему передвигаться, если нет велодорожек.
«В Петербурге велополос всего 150 км, то есть в большинстве случаев самокатчик может находиться на тротуаре абсолютно законно. Однако же, в отличие от ПДД, которым обязаны подчиняться велосипедисты, в КоАП РФ ещё не внесены поправки о нарушении правил на СИМ, соответственно, сотрудники ГИБДД при всём желании не смогут как-то наказать самокатчика, даже если посчитают, что он на тротуаре что-то нарушает. То есть, могут только остановить, провести какую-то разъяснительную работу и отпустить», — резюмирует Павел Хусу.
Чем и как мерить
Говоря о средствах контроля — например, для измерении мощности самоката (согласно поправкам, все электросамокаты мощностью до 250 Вт являются СИМ и, соответственно, могут двигаться по тротуару, если нет велодорожек, а самокаты мощностью более 250 Вт уже приравниваются к мопедам, и к ним предъявляются другие требования — на них необходимо оформлять водительское удостоверение, и на тротуаре этот вид транспорта находиться не имеет права — ред.), то здесь нужны специальные устройства, в повсеместном наличии которых у сотрудников ГИБДД руководитель «Петербургского велосообщества» сильно сомневается.
«Даже если у сотрудников и есть такие средства контроля, мне кажется всё это сложно реализовать — особенно в каком-то масштабном формате: проводить мониторинг на тротуарах, проверки поголовно и так далее, — считает собеседник РБК Петербург. — Если контроль — это выставление каких-то патрулей ГИБДД, ДПС для того, чтобы отслеживать, как там двигаются на тротуарах велосипедисты и самокатчики, то мне кажется, у ГИБДД сейчас таких возможностей попросту нет, особенно после того, как численность сотрудников сократили. Однако по сложившейся в последние годы практике различных рейдов и акций, ГИБДД может разработать определенную программу по борьбе с нарушениями и регулярно — скажем, раз в месяц или квартал проводить в течение нескольких дней подобную акцию в разных районах города — как сейчас проходят акции по борьбе с пьяными за рулем, тонировкой и так далее», — говорит Павел Хусу.
Было бы желание
В Северо-Западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» РБК Петербург отметили, что заявления главы комтранса им также комментировать сложно. Однако в этой организации полагают, что и существующих правовых механизмов вполне достаточно для решения проблемы.
«По моему мнению, закон о полиции, как и другие законы, позволяет, а по сути, и обязывает органы МВД (а именно ГИБДД) обеспечивать безопасность граждан, контролировать соблюдение законодательства, — говорит юрист, исполнительный директор этой организации Герман Мойжес. — Если такое желание со стороны МВД будет, то не вижу препятствий реализовать его в рамках действующего законодательства. Другое дело, что у них на это недостаточно кадров и технических средств. Новые положения ПДД о самокатах не подходят, их надо менять, чтобы полиция могла работать».
По мнению Германа Мойжеса, главное, что может сделать город и конкретно комитет по транспорту для повышения безопасности всех участников дорожного движения, — это ограничить скоростной режим в центре города для автомобилей до 40 км/ч. Такая мера позволила бы сократить численность велосипедистов и СИМ на тротуарах. «Это можно сделать зонально, повсеместная установка знаков не требуется, а только на въезде и выезде. Это позволит снизить риски тяжёлых и смертельных аварий, велосипедисты и самокатчики скорее готовы будут двигаться по крайней правой части дороги», — считает эксперт.
Новые правила для самокатов
Напомним, что с 1 марта в России вступили в силу изменения в Правила дорожного движения (ПДД) для электросамокатов и гироскутеров. Теперь электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры и моноколеса классифицируются как «средства индивидуальной мобильности» — для них установлена максимально разрешенная скорость до 25 км/ч (ранее вступил в силу ГОСТ, который закрепляет эти же требования к таким устройствам). При этом масса транспорта, на котором разрешается передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, не должна превышать 35 кг. На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог. Движение будет регулироваться особыми знаками.
Также РБК писал, что Минтранс намерен скорректировать действующие ПДД для электросамокатов после анализа результатов этого сезона.
Справка:
18 апреля председатель СК России Александр Бастрыкин поручил проверить информацию о ряде новых случаев травмирования граждан в результате использования электросамокатов в Санкт-Петербурге. Так, сообщается, что у дома № 19/1 на улице Фёдора Абрамова 21-летнюю девушку сбил электросамокат. На Невском проспекте различные повреждения получила 39-летняя женщина, у дома № 26 на улице Дыбенко черепно-мозговая травма была зафиксирована у 22-летнее девушки. Кроме того, СМИ сообщили об агрессивном вождении электросамокатов компанией из трёх человек на перекрёстке Камышовой и Гаккелевской улиц 16 апреля 2023 года. Глава ведомства поручил и.о. руководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Олегу Бобкову проверить изложенные в СМИ сведения и представить доклад.