Петербургские власти разучились тратить бюджетные деньги
Бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания Петербурга рекомендовал для принятия за основу проект бюджета на 2014г. и плановый период - 2015 и 2016гг. Согласно документу, который будет рассмотрен вскоре городским парламентом, дефицит бюджета в 2014г. составит 39 млрд руб., доходы – 404,5 млрд руб., расходы – 443,4 млрд руб. Эксперты полагают, что никакого дефицита не будет вовсе, поскольку чиновники разучились исполнить бюджет.
В 2015г. дефицит планируется на уровне 28 млрд руб. при доходах в 425,8 млрд руб. и расходах в 453,8 млрд руб. В 2016г. планируемый дефицит составит 38 млрд руб., доходы - 460,7 млрд руб., расходы - 498,7 млрд руб.
В составе расходов на 2014г. порядка 22% составят затраты на образование, 14% - на здравоохранение, 14% - на ЖКХ, 12% - на социальную политику, 11% - на транспорт, 11% - на дорожное хозяйство. На ускоренное увеличение зарплаты согласно майским указам президента в бюджете Петербурга на 2014г. выделяется 21,3 млрд руб., на 2015г. - 40,7 млрд руб., на 2016г. - 71,6 млрд руб.
На реализацию адресной инвестиционной программы (АИП) в 2014г. планируется направить 81,6 млрд руб., в том числе на развитие метрополитена – 20,7 млрд руб. Метростроение станет приоритетным направление АИП на ближайший период. Как ранее говорил губернатор Георгий Полтавченко, город будет наращивать объемы финансирования строительства метро. "Дело за проектировщиками и строителями", - отметил тогда губернатор.
При этом власти признают, что ко второму чтению документа доходная часть бюджета может увеличиться на 3-4 млрд руб. Как пояснил глава комитета финансов Эдуард Батанов, скорее всего, увеличение будет делаться по нижнему пределу - на 3 млрд руб. - за счет поступлений от налога на прибыль. Ранее Контрольно-счетная палата рекомендовала увеличить доходы на 3-4 млрд руб. При этом чиновник сказал: "Здесь не должно быть ложного оптимизма", и подчеркнул, что любое увеличение прогноза доходов это переход в полосу рисков, учитывая опыт других регионов по снижению сбора налога на прибыль.
Что касается дефицита бюджета, то интересно, что, по мнению экспертов, никакого дефицита в следующем году скорее всего не будет вовсе – даже если после очередной выволочки Г.Полтавченко своим подчиненным они ускорят освоение средств, исполнить бюджет они скорее всего не смогут - до конца года не успеют провести все необходимые конкурсы. Об этом однозначно свидетельствует опыт предыдущих лет. Исполнение текущего бюджета на 1 октября составляет ЛИШЬ 58,3%. Справедливости ради стоит отметит, ЧТО Э.Батанов обещает исполнить бюджет к концу года на 94,3%. Неиспользованные средства, как водится, планируется перенести в следующий бюджет.
До недавнего времени чиновник пугал горожан еще большим дефицитом - порядка 58 млрд руб., но к моменту составления официального проекта бюджета он немного смягчился. Что может служить доказательством правоты независимых экспертов, давно раскусивших хитрость бюджетных финансистов, - они пугают общественность и свое начальство в надежде на то, что аппетиты освоителей бюджета будут урезаны. Так оно и случилось – целый ряд расходов профильных комитетов Смольного уменьшен по сравнению с текущим годом.
Все эти бюджетные игры отвлекают общественность от главной проблемы, обозначенной недавно спикером городского парламента Вячеслава Макаровым, - хронического неисполнения чиновниками обязательств власти перед населением. Социальные обязательства не исполняются у нас вовсе не из-за нехватки денег в бюджете, а из-за плохой исполнительской дисциплины чиновников. Из 11 запланированных в 2012 году детсадов было построено всего 5, из 7 школ – и вовсе одна. Согласно отчету Контрольно-счетной палаты Петербурга, 37 целевых статей бюджета-2012 на 4,5 млрд рублей не исполнялись вовсе (процент исполнения – 0%). Закон о материнском капитале был исполнен на смехотворную долю в 0,3%. Расходы по обеспечению безопасности в метро – на 12%, по обеспечению лекарствами – на 14%.
Эксперты полагают, что вот это и есть настоящая проблема городского бюджета, а вовсе не сконструированный для отвода глаз дефицит, который раньше покрывался "незапланированными" доходами, а в последние годы – хроническим неисполнением чиновниками бюджетных обязательств.