Новая милитаризация: почему в Петербурге протестуют против парада
Жители Петербурга начали собирать подписи под петицией с требованием отменить парад с участием боевой техники в честь 75-й годовщины снятия фашистской блокады Ленинграда. Как говорится в обращении в адрес врио губернатора города Александра Беглова, опубликованном на сайте Change.org, «намеченное мероприятие абсолютно неадекватно скорбному смыслу той памяти, которую несет в себе мемориальная дата 27 января».
О том, что руководство Западного военного округа планирует провести праздничный парад 27 января, стало известно на прошлой неделе. Предполагается, что в торжественном марше примут участие военнослужащие и боевая техника ЗВО, курсанты военных вузов, а также представители различных силовых ведомств. Всего в торжественном марше будет задействовано свыше 2,5 тыс. военнослужащих, около 80 образцов военной и специальной техники.
Авторы обращения недоумевают, «о каком «торжественном марше» вообще может идти речь, когда государство не выполнило перед городом главной обязанности: не назвало истинное число жертв блокады, не поименовало каждого погибшего ленинградца, среди которых было большое число детей…». Вместо демонстрации образцов военной техники, поедания каши на Марсовом поле и проведения квеста «Дорога жизни», они призывают Смольный «вести себя так, как следует вести себя в городе, с достоинством перенесшем тяжелейшие испытания», в частности, начать городскую программу по исследованию блокады. Менее чем за сутки петицию подписали более тысячи горожан.
РБК Петербург спросил известных петербуржцев, что они думают о проведении торжественного марша в День полного освобождения Ленинграда от блокады.
Василий Волобуев, председатель Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов:
«На совете по делам ветеранов при губернаторе было принято коллективное общественное решение, что в честь Ленинградской победы будет проведен парад на Дворцовой площади. Это великий праздник для ленинградцев, а не что-то похоронное! Те, кто требует «отменить праздник, потому что это абсолютно не адекватно скорбному смыслу той памяти», не понимают самого замысла мероприятия. Какая же это скорбная дата, когда эта была великая радость?! Вы почитайте воспоминания блокадников… Наша организация — самая крупная в Санкт-Петербурге, и мы отмечаем 75-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады как великий праздник для всех ленинградцев. Параду в честь великого праздника Ленинградской победы быть!».
Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Петербурга:
«Обязанность сохранить память о снятии блокады лежит и на государстве, и на общественных организациях. Последние делают для этого то, что могут, тратя собственное время и собственные деньги. Кстати, сохраняют память о блокаде и частные инициативы. Например, недавно на Конной улице по инициативе петербуржца Юрия Вольфа появилось табло, где бегущей строкой перечисляются имена погибших в эти страшные годы.
Но в городе, пережившим блокаду, память об этой трагедии должна быть государственной политикой. В нашем же государстве нет политики, направленной на сохранение исторической памяти о блокаде. Есть формальное отношение, когда руководители города трижды в год — 8 сентября, 9 мая и 27 января — стоят со скорбными лицами на Пискаревском кладбище и рассказывают, как они верны памяти блокадников и в каком они неоплатном долгу перед ними. Видимо, долг этот неоплатный, потому что его никто не собирается оплачивать. Потому что, когда дело доходит до практики, верность представителей власти закачивается. Они начинают делить блокадников по сортам — на тех, кто был четыре месяца во время блокады в осажденном городе, и на тех, кто был три месяца и 20 дней и не считается жителем блокадного Ленинграда, соответственно не имеет права на льготы. Они продолжают попустительствовать застройке блокадных захоронений, как это делается на Фарфоровском кладбище. Они продолжают рассматривать блокадников как некий агитационный ресурс — наши блокадные общества постоянно привлекаются для того, чтобы поддерживать власть на выборах, за что их руководителей и членов пытаются задобрить какими-то подарками. Наша власть периодически устраивает театрализованные действа якобы в память о блокаде, как несколько лет назад на Итальянской улице была организована так называемая инсталляция, где сытые и румяные актеры, одетые в старую военную форму, изображали сцены из жизни блокадного города. На мой взгляд, иначе как кощунством это назвать невозможно.
27 января — это, конечно, радостная дата. Освобождение Ленинграда от блокады было праздником для жителей города. Но устраивать пышные торжества сегодня по этому поводу абсолютно неуместно. В том числе, я считаю неприличным устраивать военный парад. Блокада — это то, что нужно помнить, о чем нужно максимально распространять информацию. Со стороны государства лучшим способом отметить эту дату было бы прекращение стройки на Фарфоровском кладбище, выделение денег на издание блокадных дневников и забота об оставшихся блокадниках и их семьях. Я бы даже сказал, что нужно не отмечать это дату, а вспоминать и снова переживать память о блокаде. Ведь в нашем городе почти нет семью, которую бы не коснулась блокада — это я говорю, как сын и внук, чьи родители всю блокаду провели в Ленинграде».
Анатолий Бернштейн, юрист, коллекционер, руководитель выставочного пространства «Ленрезерв»:
«Вопрос об уместности военного парада в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады зависит от того, кто является целевой аудиторией этого парада и какая техника там будет продемонстрирована. Если это техника времен ВОВ, если все будет проведено качественно, на высоком уровне, то, наверное, это будет интересно для людей.
На 70-летие снятия блокады Ленинграда мы открыли выставочную экспозицию на Дворцовой площади, которая рассказывала о жизни города в это время. И это вызвало интерес не только у ветеранов и жителей блокадного Ленинграда, но и у обычных петербуржцев. По-моему, такие акции помогают объединить детей и ветеранов.
Вообще проведение подобных мероприятий говорит о том, что сегодня государство поднимает вопрос сохранения исторической памяти о блокаде куда серьезнее, чем в прошлые годы. Эта тема активно обсуждается в обществе, есть разные мнения, разные взгляды, и каждый пытается делать что-то свое. Но если что-то делается, это уже хорошо.
А ответственность за сохранение памяти о блокаде лежит не только на государстве, но и на всех нас. Как нельзя заставить защищать Родину, так нельзя заставить людей сохранить память о блокаде…».
Яков Гилинский, социолог, криминолог, доктор юридических наук, профессор:
«К сожалению, наши власти в последнее время очень озабочены милитаризацией сознания граждан. Проведение военных парадов по поводу тех или иных памятных дат вполне укладывается в этот тренд. Причем милитаризация нашего общества происходит на разных уровнях — это становится очевидно, когда видишь, как детям в детсадах и школах раздают автоматы и наряжают их в военную форму, навешивают им ордена и медали — вплоть до тех, кого возят в коляске с сосками. Во многих странах мира в качестве детских игрушек вообще не существует ни танков, ни самолетов, ни пистолетов. У нас же это превозносится до небес. Милитаризация сознания — грубейшая ошибка, которая может привести к катастрофическим последствиям.
С моей точки зрения, это принципиально неправильная позиция. Я как житель блокадного Ленинграда (прожил в городе всю блокаду, учился в школе и все прекрасно помню) уверен, что нам нужно, наоборот, всячески пропагандировать мирное, а не военное сознание. И если проводить мероприятия в честь Дня снятия блокады, то это должны быть не военные парады, а, например, вечер памяти. На нем могут выступить жители блокадного города, поэты со своими стихами, на этом вечере можно исполнить блокадную седьмую симфонию Шостаковича. Об этом могут писать газеты и журналы. Почему нет? Это была бы настоящая память, а не торжество пушек и танков.
Мы обязаны хранить память о снятии блокады. Вопрос в том, как сохранить эту память. Одно дело — музеи блокады Ленинграда, а другое дело — парады и прочая шумиха».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.