Упущенный шанс: что потеряла Россия с продажей «Транзаса»
На днях стало известно, что один из крупнейших мировых производителей навигационного программного обеспечения для морского судоходства — петербургская компания Transas («Транзас») — перейдет под контроль финского холдинга Wartsila. РБК Петербург спросил у экспертов, как может сказаться на российской судостроительной отрасли переход ключевого игрока на рынке морской навигации в собственность иностранной корпорации.
Генеральный директор «Ланит-Терком», профессор СПбГУ Андрей Терехов:
«Покупка «Транзаса» финской компанией — это потеря. Проблема даже не в том, что крупная, признанная на глобальном рынке российская компания вдруг стала не российской, и интеллектуальная собственность из России уплыла. Главная неприятность заключается в зависимости ряда серьезных российских организаций от продукции «Транзаса». Компания обладает уникальными технологиями, аналогов которым на российском рынке фактически нет. Станут ли теперь российские госкомпании, особенно, связанные с оборонным сектором, заказывать «Транзасу» ту или иную продукцию? Сомневаюсь.
Дело в том, что «Транзас» — это типичный монополист рынка бортового программного обеспечения, по крайней мере, по ряду сегментов. Мы сами во многом поспособствовали развитию этой монополии, а теперь монополиста купила финская компания — и все вздрагивают.
Станут ли теперь российские госкомпании, особенно, связанные с оборонным сектором, заказывать «Транзасу» ту или иную продукцию? Сомневаюсь
Этот прецедент в очередной раз доказывает, что пытаться сохранить «национальность» за интеллектуальными технологиями — невозможно. Мы не можем сказать, что теорема Колмогорова — это русская теорема, а теорема Коши — французская. Вся математика — это универсальная наука. Поэтому я бы не стал выпячивать национальную принадлежность тех или иных разработок.
Но продажа «Транзаса» — это отличный повод нарушить его монополию и вовлечь в разработку навигационного ПО альтернативные российские компании, тем более что игроки с соответствующими компетенциями на российском рынке есть. Перераспределение госзаказа от и так уже состоятельного «Транзаса» к менее известным разработчиками станет однозначным плюсом для рынка».
Президент софтверной Ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров:
«Транзас» имел реальный шанс стать визитной карточкой всего российского бизнеса на мировой арене — стать брендом уровня Kaspersky, Yandex и т.д. Поэтому переход компании в собственность финского холдинга — негативное для России событие. Мы уже не сможем использовать имя «Транзаса» как историю успеха российской компании на глобальном рынке. Россия будет играть в достижениях группы уже вторую, если не третью-четвертую, роль.
Несмотря на то, что в сфере IT с формальной точки зрения в принципе уже давно не существует чисто американских, немецких, французских или русских компаний, на уровне ассоциаций все прекрасно понимают, что Mercedes — это немецкий бренд, Nokia — финский, Apple — американский и т.д. У нас был шанс превратить «Транзас» в мощный русский бренд уровня Nokia, но мы его потеряли. И это удар по имиджу России.
«Транзас» имел реальный шанс стать визитной карточкой всего российского бизнеса на мировой арене — стать брендом уровня Kaspersky, Yandex. Но мы его упустили
С другой стороны, если абстрагироваться от национальных интересов и взглянуть на событие беспристрастно — то покупка «Транзаса», безусловно, положительное событие. Компания получит новые возможности для развития — финансовые ресурсы, экспертизу крупного мирового холдинга, выход на новые рынки и к новым клиентам, которые ранее были недоступны в силу ярко выраженной национальной принадлежности «Транзаса». То есть, для мирового прогресса, это, конечно, плюс».
Заместитель генерального директора «Транзас» Александр Пинский:
«Сейчас «Транзас» реализует один из проектов в рамках «дорожной карты» рынка морских интеллектуальных систем (Маринет) Национальной технологической инициативы (НТИ). В связи с тем, что проекты НТИ могут исполнять только российские компании с российским капиталом, руководство «Транзаса» обратилось в рабочую группу Маринет НТИ и РВК с предложением о расторжении контракта с Фондом поддержки НТИ и полном возврате всех средств государственной поддержки, выделенных для реализации проекта в 2016-2018 гг.
Вместе с тем, руководитель рабочей группы Маринет Сергей Генералов рассчитывает, что новый собственник продолжит участие компании в развитии технологий цифровой навигации в России. Это будет способствовать реализации совместных проектов с Финляндией и другими европейскими странами, а также расширит возможности международной кооперации участников Маринет в области цифровой навигации, инновационного судостроения и технологий освоения ресурсов океана.
Кроме того, важно помнить, что цель НТИ — распространение разработок российских компаний за рубежом, продвижение созданных в рамках НТИ продуктов за пределами России. Это должно обеспечить влияние российских технологий на формирующийся ландшафт нового глобального технологического уклада и одновременно стимулировать развитие высоких технологий внутри страны.
Сделка должна обеспечить влияние российских технологий на формирующийся ландшафт нового глобального технологического уклада
В этом смысле сделка между «Транзасом» и Wartsila, безусловно, будет способствовать распространению создаваемых в Маринет решений через кооперационные связи, а также развитию человеческого капитала и компетенций в России: центр разработок «Транзаса» в Санкт-Петербурге не только продолжит свою работу, но и будет расширяться. Результаты интеллектуальной деятельности, технологии, которые разрабатывались этим центром в рамках НТИ, а также компетенции сохранятся в нем, в Санкт-Петербурге, в России».
Позиция спикеров может не совпадать с мнением редакции.