Жители пригорода Петербурга решили сами изменить тарифы ЖКХ
Жители петербургского пригорода намерены провести эксперимент, призванный решить проблему завышения тарифов ЖКХ. На состоявшемся 21 марта очередном заседании Совета новостроек, созданного губернатором Александром Дрозденко для урегулирования проблем новостроек путем прямого общения с жителями, активисты Кудрово заявили о создании прецедента — они хотят взять в управление одну из крышных котельных поселка (маломощная котельная, установленная на крыше жилого дома), тарифы которой они считают особенно сильно завышенными.
Сами сделаем лучше
Жители считают, что тарифы ЖКХ необоснованно завышены. По их словам, все «лишние» расходы коммунальщиков оплачивают граждане и бюджет (в виде субсидий ресурсоснабжающим организациям), то есть опосредованно тоже граждане. Народные энтузиасты полагают, что жильцы будут эффективнее обслуживать оборудование и тарифы удастся понизить. Поэтому жители Кудрово потребовали от властей и бизнеса передавать им в эксплуатацию оборудование ЖКХ.
Для юридического оформления передачи котельной активисты предлагают формально включить объект в состав общего имущества многоквартирного дома (МКД). Законность такой передачи они обосновывают полученным от Министерства строительства РФ письмом, в котором, по словам члена Совета новостроек Виктории Шапиро, говорится что «крышные котельные, которые обслуживают один и более домов, должны находиться в составе общедомового имущества». При этом, как утверждают общественники, существует разосланное по регионам настоятельное указание Минстроя «возвращать жителям общедомовое имущество».
Как выяснилось на заседании, чиновники не против. Заместитель председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Анастасия Кузнецова заявила, что по Жилищному кодексу крышные котельные действительно относятся к общедомовому имуществу. «Надо через суд побудить застройщика вернуть данное имущество — если оно было запланировано проектом дома. Другого механизма в Минстрое не усмотрели», — добавила она. Но Кузнецова не пояснила, как передать котельную, если она строилась отдельно, внешним инвестором.
Местные жители считают, что неожиданная сговорчивость чиновников объясняется сложностью проверки корректности затрат собственника конкретной котельной. Между тем, такие затраты являются отправной точкой для установления тарифа. Судя по ответам на претензии членов Совета новостроек, чиновники не особенно заботятся о проверке обоснованности затрат, а на первом заседании Совета 5 декабря 2017 года один из общественников огласила признание сотрудника комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти, что малая численность отдела не позволяет проверять обоснования затрат по документам, которые в огромном количестве приносят в комитет. Общественники подозревают ресурсоснабжающие организации в «накрутках» расходов. Признаками таких накруток Виктория Шапиро назвала «два вида охраны котельной на крыше — одна за 500 тыс., другая за 300 тыс.», «какие-то аудиторские исследования на 400 тыс. рублей в год», «еще какие-то канцелярские расходы на полмиллиона рублей». Общественники обращают внимание на огромный разброс в тарифах в разных поселках Ленобласти — до двух раз.
Консолидация активов
Заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин пояснил, что радикально изменить тарифообразование можно только путем консолидации ресурсоснабжающих активов в единой областной компании. При этом затраты разных источников будут также консолидированы и, как показывает аналогичный опыт в других ситуациях, единый для всех поселков тариф окажется ниже, чем для многих малоэффективных источников. В то же время, поскольку во многих случаях источники принадлежат частным компаниям, принудить их к передаче своего имущества единой областной компании невозможно — нужно договариваться либо о выкупе активов в собственность области, либо об их аренде. Процесс этот непростой и долгий, подчеркнул Михаил Москвин.
Он напомнил о давно принятом губернатором решении консолидировать активы в сфере водоснабжения (источники и сети). Для этого был создан ГУП «Леноблводоканал». Как рассказал замдиректора этого предприятия Сергей Морозов, к настоящему времени в составе ГУПа консолидированы активы пяти районов Ленобласти из общего числа 17 районов. Полная консолидация, по плану, должна завершиться к 2020 году. Как заявила РБК Петербург начальник отдела регулирования тарифов водоснабжения, водоотведения и утилизации комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти Людмила Княжеская, тарифы в некоторых поселках при этом действительно были снижены. «В ряде муниципальных образований Тихвинского района тарифы снизились на несколько процентов, в некоторых случаях до 10%», — сообщила она.
Недавно губернатор Александр Дрозденко принял аналогичное решение и по тепловым источникам с соответствующими сетями. «Но это пока только поручение губернатора», — сообщил Михаил Москвин, видимо имея в виду, что работа еще не началась. Когда она завершится, никто сказать не может даже приблизительно. А пока тариф на тепло колеблется, по информации чиновников, от 900 руб. за 1 Гкал, до 2500 руб. И это для населения, с учетом льготы. Полный тариф для некоторых котельных, по словам чиновников, доходит до 5000 руб. и даже выше. Разницу котельным доплачивает бюджет. На это, по словам Михаила Москвина, уходит около 4 млрд руб. ежегодно.