Сеть «Красный куб» втрое сократила число магазинов в Петербурге
Федеральная сеть «Красный куб» за год почти втрое сократила количество своих магазинов в Петербурге. Возможно, компания расчищает место для нового формата. С прошлого года «Красный куб» стал открывать крупноформатный REDCUBE.
Федеральная оптимизация
Как сообщили на горячей линии в компании «Красный куб», в Петербурге продолжают работать только четыре магазина сети: в ТК «Сенная», ТЦ «Maxi Сопот», ТРК «Балкания NOVA» и ТРК «Сити-Молл». Еще год назад (на февраль 2018 года) сеть в Петербурге насчитывала 10 объектов. Информации о планах развития или сокращения сети у оператора нет, на официальный запрос «Красный куб» не ответил.
За последнее время компания закрыла магазины как в торговых центрах: ТРК «Гулливер», ТРК «Планета Нептун», ТК «Июнь», ТЦ «Рубикон», ТРК «Французский бульвар», так и в стрит-ретейле — на Среднем проспекте В.О. В Knight Frank St Petersburg отмечают, что несколько лет назад компания закрыла точку у метро «Московская».
Компания отказалась даже от флагмана на Невском проспекте. «Красный куб» на Невском, 78 — один из старейших арендаторов главной торговой улицы города, который проработал там более 13 лет, пережив кризис 2008 и 2014 годов. Место «Красного куба» займет «Булочная Ф. Вольчека», которая уже ведет ремонт помещения.
«Красный куб» проводил масштабную оптимизацию и в других городах. В частности, по данным региональных СМИ, ретейлер ушел из Владивостока, вдвое сократил сеть в Новосибирске. Судя по сайту «Красного куба», розничное направление представлено 68 магазинами: 25 — в Москве и 43 — в других городах России: больше всего в Краснодаре (7), Петербурге (4), Нижнем Новгороде (3), Ростове-на-Дону (3), Волгограде (2), Воронеже (2). Для сравнения, еще несколько лет назад сеть насчитывала 175 магазинов.
Справка
Компания «Красный Куб» начала работу в 1996 году как оптовый продавец посуды и предметов интерьера. В 1998 году компания начала открывать фирменные магазины. По данным СПАРК, она принадлежит Ирине Пивень (76%), еще 24% через ООО «Торговые инновации» принадлежат Александру Кирееву.
Легкость перевода
Возможно, сокращение розницы связано с ребрендингом сети и запуском более крупного формата. В августе компания открыла пять новых крупноформатных магазинов под вывеской REDCUBE. Эти флагманы работают в московских торговых комплексах (в том числе, в ТРЦ «Дружба», ТРЦ «Хорошо», ТРЦ «Миля»). В этом формате компания объединила ассортимент традиционного «Красного куба» (сувениры, товары для дома, кухни и интерьера) с аксессуарами и обувью второй своей марки — Alessandro Frenza, добавила косметику, гаджеты, а также продукты питания.
Хотя официально в компании планы развития не комментируют, Александр Шумский, руководитель ИТ в компании «Красный куб», во время подписания контракта с поставщиком услуг ИТ-аутсорсинга и ИТ-аудита ALP Group сообщил, что к 2021 году «Красный куб» планирует довести розничную сеть до 350 магазинов. По его словам, в планах компании сделать так, чтобы ассортимент товаров покрыл 100% российских торговых центров.
Устаревший формат
Необходимость обновлений назрела давно, единодушны эксперты. Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International, называет формат «Красного Куба» «уставшим» по меркам рынка: «Даже у успешных ретейлеров новые объекты довольно часто открываются в очередном обновленном формате, хотя «старому» нет еще и трех-пяти лет». С ним согласна Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg, которая напоминает, что концепция «Красного куба» не обновлялась последние 10 лет. «Тем временем, рынок изменился, появились новые игроки с интересной концепцией, например, Zakka и Lilkko, кроме того, многие ретейлеры стали также предлагать ассортимент подарков и сувениров, например, «Буквоед» и «Республика» — говорит Анна Лапченко.
«Перезапуск нужен однозначно, продолжение той стратегии, которая была у компании в последние годы — это путь в никуда, при котором компанию можно было просто похоронить», — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOline. Он называет два ключевых фактора, которые привели к ослаблению позиций ретейлера: «Во-первых, население включило бережливую модель потребления, отказывается от импульсных эмоциональных покупок в пользу рациональных. Во-вторых, активизировались конкуренты: появилась сеть MODI, «Буквоед» стал наращивать выручку не за счет книг, а за счет сопутствующего ассортимента». Иван Федяков добавляет, что, учитывая опыт и возможности «Красного куба», у компании шанс на успех.
«Сувениры и цветы»
По данным Knight Frank, на конец 2018 года доля магазинов сувениров и аксессуаров в структуре арендаторов составила 1%, в исследуемых торговых коридорах работали 40 магазинов аксессуаров и 41 магазин подарков и сувениров. Colliers International учитывает этот сегмент совместно с цветами и на конец 2018 года оценивает долю арендаторов профиля «сувениры и цветы» на основных торговых коридорах в 3%.
По мнению Анны Лапченко, сегмент в целом чувствует себя хорошо. Она добавляет, что местные магазины подарков и сувениров, которые стали открываться в последние годы, часто располагаются в креативных пространствах, где арендная ставка ниже, чем на рынке торговых помещений.