Ополчение «Яндекса»: как подростки уничтожат ресторанный рынок
На этой неделе стало известно, что «Яндекс.Такси» приобрел сервис доставки еды Foodfox. Выход крупных агрегаторов на рынок доставки еды, с одной стороны, свидетельствует о высоком потенциале этого сегмента, а с другой, грозит уничтожить рестораны в их классическом понимании. Им на смену придут фабрики еды с унифицированным набором блюд и цен.
Еда как опция
Модель поведения потребителей меняется: многие сегодня предпочитают не идти в ресторан, а заказывать еду домой, тем более, что доставка становится быстрее. Новые игроки (например, «Яндекс») опираются на таких потребителей — благодаря им, они видят перспективы ресторанного рынка и вступают на него.
Ядром этой новой модели потребления являются вчерашние подростки. Те, кому вчера было 13-14 лет, взрослеют, у них появляются деньги. Для них еда — это не форма досуга, а опция. Они живут, получают эмоции, и им нужно, чтобы при появлении чувства голода можно было нажать кнопку на телефоне и появилась еда.
В погоне за массой
Приход такого игрока как «Яндекс» на рынок доставки вполне логичен. Отчасти он обусловлен слиянием с компанией Uber, но в целом, «Яндекс» сам по себе крупный игрок на логистическом рынке. От сервиса такси на рынок доставки переходят важные технологии: отслеживание пробок, маршрутизация, карты. То есть все, чтобы управлять этим сервисом с помощью технологий и быстро доставлять еду клиенту, у «Яндекса» уже есть.
Для меня бизнес по доставке еды, а им мы тоже довольно успешно занимаемся, не сильно отличается от службы такси. Я их не разделяю. Здесь мы привлекаем водителя такси, а там кухню, которая готовит заказ. Не исключено, что в будущем облако водителей такси может быть подключено для той же доставки.
Раньше это было не так актуально, но сейчас рынок доставки растет довольно быстро в денежном выражении. На рынке начинается консолидация игроков. И такие игроки как Delivery Club и «Яндекс» будут бороться за набор критической массы заказов.
Сейчас агрегаторы борются за набор критической массы поездок на рынке такси, в том числе за счет снижения стоимости поездки для клиентов, доплачивая водителям. То же самое будет происходить на рынке доставки еды. Их задача сейчас — показывать инвесторам рост, увеличение объемов рынка. И, делая доступнее заказ еды через свой сервис, они в конечном счете сделают так, что эта модель потребления станет базовой на ресторанном рынке.
Жертвы сервисов
Для ресторанного рынка это будет означать если не полное уничтожение, то повторение судьбы таксомоторных компаний, которые сегодня оказываются в заложниках у сервисов-агрегаторов, которые их когда-то субсидировали.
Сервисы по доставке еды будут делать то же самое. Сначала они будут субсидировать кухни, чтобы те работали в первую очередь на них, быстрее выполняли именно их заказ, чтобы быстрее приезжать к клиентам. Одновременно с этим сервисы будут делать этот заказ дешевле для клиента. Например, вы заплатите за заказ 500 рублей, а кухня по факту получит тысячу.
Это будет продолжаться до тех пор, пока агрегаторы службы доставки не наберут критическую массу заказов, пока окончательно не закрепится новая модель поведения. Это займет ближайшие три года, а потом агрегаторы увеличат комиссии своего сервиса для ресторанов, уберут субсидии и доплаты, тем самым окупив первоначальные инвестиции. В итоге клиенты будут все заказывать через сервис, а рестораны, чтобы получить хоть какой-то заказ, будут вынуждены платить агрегаторам комиссию.
В конце концов игроки ресторанного рынка окажутся на месте сегодняшних таксомоторных компаний — на грани вымирания. Потребителю это принесет низкие цены и снижение качества предоставляемых услуг.
Рестораны уже сегодня, чтобы увеличить выручку, начинают сотрудничать с сервисами. Постепенно они превращаются в фабрики еды. Их ждет унификация, и в конечном итоге — закрытие. Конечно, какие-то классические рестораны останутся, но в целом нас ждут кардинальные изменения рынка в течение пяти-семи лет.
Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.