Власти Ленобласти: «Региону грозит экологический коллапс»
Масштабная программа по борьбе с незаконными свалками на окраинах Петербурга оказалась под угрозой срыва. Причем проект может быть сорван сразу по двум причинам. Во-первых, Арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил решение о незаконности соглашения между Смольным и ГУП «МПБО-2», которое выиграло конкурс по выбору регионального оператора по обращению с отходами в Петербурге. Во-вторых, Госдума готова на несколько лет отсрочить переход Северной столицы на новые правила сбора и утилизации мусора. В правительстве Ленобласти уже заговорили об «экологическом коллапсе».
Дороже, но быстрее
Конкурс на право выполнять функции единого регионального оператора по обращению с коммунальными отходами в течение 10 лет был объявлен комитетом по благоустройству Смольного в конце прошлого года. По решению чиновников, город был разделен на северную и южную части — в ходе конкурса разыгрывались два лота общей стоимостью более 80 млрд руб. В итоге оба контракта получил ГУП «Завод МПБО-2».
Как ранее писал РБК Петербург, в мае 2018 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал недействительными результаты одного из двух конкурсов. Решение было принято по иску ООО «Новый Свет-Эко» (связано с владельцем «Спецтранса» Анатолием Язевым), которое проиграло конкурс, несмотря на то, что предложило цену намного ниже, чем победитель («Новый Свет-ЭКО» снизил цену контракта с 42,1 млрд до 16,5 млрд руб.). Представитель комитета по благоустройству объяснял тогда, что по условиям конкурса при равном количестве баллов побеждает тот участник, который раньше прислал заявку. Второй контракт — на 39,8 млрд руб. по другим девяти районам — МПБО за собой пока сохранил, так как «Новому Свету-ЭКО» не удалось доказать свою заинтересованность в этом конкурсе — заявку на него компания не подавала.
Следующий раунд в борьбе за городские свалки принес победу чиновникам — летом этого года 13-й апелляционный суд признал законным выбор подрядчика по работе с отходами в Петербурге, встав на сторону Смольного. Однако ООО «Новый свет-ЭКО» подало жалобу на решение апелляции — и 21 ноября кассационная инстанция удовлетворила ее, подтвердив решение первой инстанции.
Неизбежные трудности
В городском комитете по благоустройству назвали трудности при реализации реформы «неизбежными». Чиновники напомнили, что на парламентских слушаниях комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы РФ и Совета федерации парламентарии единодушного признали, что в случае невозможности исполнения по объективным причинам региональным оператором коммунальной услуги по обращению с отходами, эту функцию выполняет перевозчик, который ранее заключил договор на транспортирование отходов, до начала работы регионального оператора.
При этом в комитете уточнили, что региональный оператор приступит к работе с нового года. «Наш город будет секторально переходить к функционированию новой системы обращения с отходами, основная цель которой — добиться превалирования переработки отходов над захоронением», — добавили чиновники.
В ближайших планах, по их словам, — модернизация мощностей регионального оператора, в том числе строительство сортировочных комплексов с целью увеличения объемов сортировки и переработки отходов до 2 млн тонн отходов в год.
РБК Петербург запросил комментарий в пресс-службе ГУП «Завод МПБО-2».
Беконтрольные отходы
Напомним, что соглашения с «МПБО-2» город заключил на 10 лет. Новый оператор должен был приступить к работе во всех районах города не позднее 1 января 2019 года. До этого времени ему предстоит заключить договоры с управляющими компаниями, перевозчиками, владельцами объектов по обработке, обезвреживанию и размещению отходов.
Обеспокоенность сложившейся ситуацией уже выразили представители «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» (региональный оператор). «Мы обеспокоены ситуацией, поскольку она влечет за собой риски снижения контроля за потоками отходов на территории области», — сообщила РБК Петербург пресс-служба предприятия. «Тем не менее, мы уверены, что субъекты сумеют регламентировать процесс обращения с отходами в новых условиях и «мусорного коллапса» не случится. В случае необходимости, мы имеем все необходимые ресурсы для того, чтобы принять и переработать отходы не только области, но и города», — добавили в «УК по обращению с отходами в Ленинградской области».
Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова в разговоре с «Коммерсантом» отметила, что во избежание неразберихи Петербургу придется решать проблему поиска и утверждения единого регионального оператора, но насколько быстро это может быть сделано, неясно, так как этот процесс достаточно жестко регламентированный и контролируется федеральным законодательством.
Беда не приходит одна
Напомним, что над программой обращения в отходами в Петербурге ранее нависла еще одна угроза. В Госдуме РФ в первом чтении был рассмотрен законопроект об отсрочке на три года для городов федерального значения введения схемы единого обращения с отходами.
Свой протест против намерения парламентариев уже высказало правительство Ленинградской области. «Мы категорически против отсрочки начала введения новых схем обращения с отходами, в частности для Санкт-Петербурга. Обсуждение законопроекта об отсрочке для городов федерального значения без учета мнения граничащих с ними регионов является серьезной угрозой и нарушает право жителей области на экологическую безопасность», — подчеркнул губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Глава региона отметил, что Ленинградская область, переходя на новую систему обращения с отходами с 1 января 2019 года, не сможет контролировать размещение отходов Санкт-Петербурга на своей территории. Это будет иметь негативные последствия, учитывая что мегаполис производит две трети мусора, размещаемого на полигонах области.
Отсрочка для Санкт-Петербурга лишит Ленинградскую область возможности требовать обязательного оснащения петербургских мусоровозов системой ГЛОНАСС для контроля передвижением отходов по территории области. А также не позволит ввести механизм оплаты, подразумевающий компенсацию транспортировки отходов уже после разгрузки мусоровозов на полигонах.
«Это является серьезной угрозой экологической безопасности региона, может привести к росту числа свалок и стать причиной экологического коллапса на территории Ленинградской области», — добавил Дрозденко.