РБК составил топ-20 новых достопримечательностей Петербурга
В Петербурге быстро увеличивается количество частных музеев. Проведя собственное исследование, РБК Петербург выяснил: в данный момент в городе начитывается 99 частных музеев, галерей и выставочных пространств, причем треть из них была открыта в последние четыре года. Динамичный рост в этом сегменте особенно важен на фоне происходящего увеличения туристического потока и, как следствие, перегруженности основных петербургских достопримечательностей. Становятся ли частные музеи альтернативными туристическими аттракциями, и с какими целями их открывают — в результатах исследования РБК Петербург.
Музеи и не совсем музеи
Как выяснил РБК Петербург, почти половина частных музеев располагаются в Центральном районе города. Следующие строчки в списке популярных локаций занимают Петроградский [12%], Василеостровский [12%] и Адмиралтейский [9%] районы. На районы за пределами центра города приходится всего 1/5 от всех действующих частных музеев.
Открываться частные музеи стали еще в конце 1980-х годов. Старейшим из них является галерея «Борей», появившаяся в 1991 году.
Некоторые площадки работают исключительно ради прибыли, но есть и те, для которых получение доходов не является главной задачей. Исследование показало, что 2/3 частных музеев являются платными. Средняя стоимость билета на одного взрослого посетителя составляет 326 руб.
Наиболее популярны площадки, посвященные искусству (их 32% от общего числа частных музеев). На второй строчке — этнографические музеи (24%), за которыми следуют так называемые «развлекательные» музеи (23%). К ним можно отнести Музей эмоций, Музей иллюзий, Музей неПравды и др.
По мнению ряда экспертов, далеко не все такие площадки корректно называть музеями. «Если некий коллекционер собрал коллекцию предметов (замки, ключи, самовары и пр.), это интересная материальная фактура, но не музей. Поэтому такие «музеи», как музей шоколада, чая, восковых фигур, рептилий — это не более чем аттракционы и туристические игры», — считает историк искусства Дмитрий Пиликин.
Скрытый потенциал
Впрочем, многие наблюдатели считают именно туриндустрию наиболее перспективным рынком для частных музеев в Петербурге. Последние годы туристическая отрасль в городе переживает бурный рост. По данным комитета по туризму, число гостей в Северной столице в 2019 году выросло на 26,8%, до 10,4 млн человек, а губернатор Петербурга Александр Беглов заявил о стратегической цели увеличить туристический поток в город вдвое, до 16 млн человек. Основания для продолжения роста есть, уверены участники туристического рынка — этому способствуют введение режима «открытого неба» в Пулково и появление электронных виз.
Однако масштабный приток новых гостей обострит существующую проблему чрезмерного спроса на самые известные достопримечательности города. По данным сайта TripAdvisor, в списке лучших достопримечательностей Петербурга насчитывается свыше 2,1 тыс. объектов. Однако основной поток распределяется между 10-15 объектами. Разрыв между самым популярным объектом — Эрмитажем — и прочими знаковыми местами города катастрофический: если на музей свои отзывы оставили 26,2 тыс. пользователей, то, например, Казанский собор не набрал и 5 тыс. Остальные объекты набирают на порядок меньше отзывов, а значит и гостей.
Такая ситуация, по мнению ряда экспертов, создает острую потребность в создании новых точек притяжения, способных стать альтернативой классическому списку знаковых мест. Список музеев первого посещения можно и нужно расширять, убеждена Ирина Начарова, начальник отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село». «В качестве меры поддержки власти города могли бы продвигать другие музеи, которые оказались в тени «титанов» — Эрмитажа, Петергофа, Царского Села», — перечисляет она.
Разные интересы
Однако опрошенные РБК Петербург специалисты сомневаются в том, что частные музеи и галереи когда-либо войдут в список must see для туристов. «Культура — это товар, на котором сложно заработать. Если институция нацелена выжимать деньги из массового потребителя, то она автоматически переходит в чисто развлекательную поп-культуру — на ней зарабатывать можно. Поэтому частные музеи не могут себя окупать и существовать без дотаций. Коммерческим галереям, я думаю, обычные туристы не нужны, только те, кто действительно заинтересован и готов что-то купить», — полагает Дмитирий Пиликин.
Похожей позиции придерживается Елена Коловская. «Если у человека есть определенные интересы, если он едет в какой-либо город и специально ищет там частный музей, то он его посещает. Но это не массовое явление. Например, среднее время пребывания иностранного туриста в Петербурге — три дня. Основные места для посещения — Эрмитаж, Петропавловская крепость, Петергоф. Российский турист приезжает больше чем на три дня, кто-то приезжает с семьями надолго. Но основные точки посещения для российского туриста — те же самые знаковые места. Могут ли частные музеи Петербурга переломить этот стереотип? Едва ли», — считает эксперт.
Тем не менее часть учреждений в этом сегменте, хотя и не считаются высоким искусством среди специалистов, вполне могут претендовать на роль туристических аттракций и стать альтернативой достопримечательностей из первого эшелона, полагают эксперты. В этом смысле сегмент частных музеев четко разделился на две группы — для коммерции и для искусства. Как показал опрос РБК Петербург, эти сегменты живут по разным законам. И лишь в отдельных случаях разные задачи — получение дохода, туристической привлекательности объекта и реализация художественных/научных идей создателей — удается совмещать.
Повтор публикации от 17.02.2020 года