"ВКонтакте" с Роспатентом: соцсеть регистрирует свой товарный знак
Спустя семь лет после запуска соцсеть "ВКонтакте" решила зарегистрировать в Роспатенте изображения своих товарных знаков. Об этом пишет сегодня РБК daily. До этого соцсеть уже патентовала свое название по нескольким классам, но перечень был столь мал, что раскрученным брендом решили воспользоваться игроки из других секторов и зарегистрировали его для пива, соков и даже презервативов.
Согласно материалам Роспатента, соцсеть подала заявки в Роспатент 16 апреля. Речь идет об изображении сине-голубой буквы В на сером и белом фонах и словосочетания "ВКонтакте" в прямоугольной форме. Днем ранее офшорная компания "Диджитал фортрес", базирующаяся в Панаме, захотела зарегистрировать изображение собаки, автором которого является основатель "ВКонтакте" Павел Дуров.
Обслуживанием всех трех заявок выступает один патентный поверенный из Санкт-Петербурга ― Елена Бедарева. Комментировать заявки она отказалась, отметив лишь то, что процесс регистрации товарных знаков обычно происходит в течение года. В самом Роспатенте РБК daily подтвердили подачу заявок от ООО "ВКонтакте", а также сообщили, что в данный момент они проходят формальную экспертизу. Согласно действующему законодательству эта процедура проводится в течение месяца со дня подачи заявки.
В соцсети комментировать регистрацию новых товарных знаков не стали. Прежде "ВКонтакте" успела зарегистрировать только собственное название в пяти вариациях по классам "телекоммуникация", "реклама" и "развлечения".
Предприниматели в других сферах учли краткость этого перечня и уже использовали бренд социальной сети в своих целях. В июне 2010г. некое ООО "Инвест парк" получило право на производство пива и соков под названием "ВКонтакте". Позже компания "Европа Фудс" планировала выпускать жвачку, конфеты и леденцы под тем же брендом, однако впоследствии отказалась от этой идеи. А в мае прошлого года московский предприниматель Игорь Рогов обратился в Роспатент за разрешением на регистрацию товарного знака "ВКонтакте" в категории "презервативы".
"То, что "ВКонтакте" спустя столько лет занялась регистрацией своих товарных изображений, само по себе довольно удивительно. Ведь за это время компания рисковала стать жертвой так называемых патентных пиратов", ― говорит исполнительный директор "Русбренда" Алексей Поповичев. По его словам, оценить стоимость бренда "ВКонтакте" довольно трудно. "Учитывая тот факт, что речь идет о социально сети, я думаю, что ее стоимость может составлять сотни миллионов долларов", ― полагает А.Поповичев.
В свою очередь, владелец Liveinternet.ru Герман Клименко предположил, что "ВКонтакте", несмотря на недавнюю смену в составе акционеров, сохраняет планы IPO. "Обычно такими вещами, как регистрация собственных изображений, озадачиваются при выходе на международный рынок. Потенциальные инвесторы часто задают вопросы о правах ― наличие подобной защиты их привлекает", ― пояснил РБК daily Г.Клименко.
Западный конкурент "ВКонтакте", американская социальная сеть Facebook, озаботилась вопросом защиты своих интеллектуальных прав фактически с момента основания в 2004 году. На сегодняшний день, согласно базе данных ведомства США по патентам и торговым знакам, руководство компании владеет правами на 73 товарных знака, многие из которых относятся к различным вариациям слов Facebook и like. Среди прочих ― буква f, слова и словосочетания Face, FB, F8, Wall и другие. Компания также выкупила доменное имя порносайта facebookofsex.com.
Facebook также старается решать патентные вопросы и в других странах. В России компания уже зарегистрировала свое фирменное наименование и букву f в синем квадратике в 2010 году. Сейчас соцсеть также ждет решения Роспатента по поводу регистрации товарного знака Like.