Смольный встал на защиту элитных коттеджей на берегу Финского залива
Проект создания государственного природного заказника регионального значения «Южное побережье Невской губы» в Петродворцовом районе был отвергнут правительством Петербурга и отправлен «на доработку».
Как сообщил на заседании правительства Николай Борисов, и. о. председателя комитета по природопользованию, подготовившего проект, необходимость создания заказника обусловлена тем, что на этой территории расположены особо ценные природные объекты – старинные пейзажные парки с редкими породами деревьев и места (заросли камыша и тростника) остановки сотен тысяч перелетных птиц, среди которых немало редких, в том числе, занесенных в «красную книгу».
Как утверждает Н.Борисов, Генплан Петербурга предусматривает придание охранного статуса прибрежной полосе Финского залива в Петродворцовом районе, протяженностью 24 км и общей площадью около 2,5 тыс. га. Однако на этой территории расположены транспортные, промышленные объекты и другие уже застроенные участки. Поэтому комитет отказался от идеи присваивать охранный статус всей этой территории – поскольку в заказнике запрещена любая хозяйственная деятельность (включая строительство), не относящаяся к охранным мероприятиям. «По результатам комплексного экологического обследования выделены три участка, обладающие высоким природоохранным потенциалом – «Собственная дача», «Знаменка» и «Кронштадтская колония», общей площадью 266 га. Здесь произрастает более трехсот видов редких растений, обитает 34 вида зверей, гнездится около 100 видов птиц», – заявил Н.Борисов и предложил образовать заказник только на этих трех участках. Затраты бюджета, по петербургским меркам, минимальны – около 10 млн руб. за три года.
Тем не менее губернатора Георгия Полтавченко такое обоснование не убедило: «На этой территории расположено большое количество объектов, в том числе, промышленных. В частности, в районе дамбы строится порт сегодня. Мы что будем делать, останавливать это строительство?». «Ни в коем случае, Георгий Сергеевич», -- успокоил губернатора Н.Борисов и повторил, что под заказник выбрано три участка, которые «не повлияют на инфраструктурные объекты». Однако сомнения губернатора поддержал представитель городской прокуратуры. Конкретные претензии он не обозначил, а лишь произнес загадочную фразу: «Экспертиза, которой вы пытаетесь доказать, что проект жизнеспособен, с нашей точки зрения, не отвечает на необходимые вопросы». Что это за «необходимые вопросы», до сих пор не известно.
В результате губернатор решил отправить проект на доработку. «Есть необходимость этот вопрос еще изучить, как следует. Честно говоря, у меня есть определенные сомнения: это серьезные объект и серьезные вложения. Мы должны по максимуму сохранять наши природные богатства, но каждый вопрос должен быть проработан, чтобы не нарушать права тех структур и людей, которые на территории уже ведут какую-то хозяйственную деятельность», - заявил Г.Полтавченко, будто не слыша заверения Н.Борисова в том, что заказник не угрожает промышленным объектам.
В комитете по природопользованию называют все происшедшее недоразумением. Порт Бронка, о строительстве которого заботится губернатор, по словам представителя комитета, не входит в территорию заказника. Что касается прокуратуры, то ее претензии еще более странные. Она объявила неприемлемым то обстоятельство, что комитет провел экологическое обследование на территории, превышающей размеры предполагаемого заказника. «Это как раз нормально, - считает заместитель председателя Постоянной комиссии по городскому хозяйству и землепользованию ЗакСа Борис Вишневский, в чьем ведении находятся подобные вопросы. – Только такое обследование и может показать, что заказник можно создавать не на всей территории, предусмотренной Генпланом, а только на ее части. Что комитет и сделал». Он намерен обратиться к губернатору Г.Полтавченко с просьбой аргументированно разъяснить причины отказа создавать заказник.
Некоторые эксперты считают, что, возможно, такое странное отношение чиновников к проекту объясняется тем, что на этой очень престижной и дорогой территории (в непосредственной близости от Константиновского дворца и других исторических дворцов и усадеб Стрельны, Петергофа и Ломоносова) сейчас ведется активное строительство коттеджей для привилегированной публики, а также начинается реализация других коммерческих проектов. В пользу этой версии, возможно, говорят не вполне ясные, в контексте обсуждения проекта заказника, замечания губернатора о том, что нельзя «нарушать права тех структур и людей, которые на территории уже ведут какую-то хозяйственную деятельность»; что «нельзя им сначала давать на это разрешение, а потом раз – и накрывать особо охраняемой зоной».
Эту версию склонны поддержать представители общественных экологических организаций. «Конечно, там идет грандиозное строительство. Причем, строят не просто коттеджи, а целые «королевские» усадьбы с дворцами, -- говорит главный редактор журнала «Экология и право» Лина Зернова. - Под Петродворцом уже построен элитный жилой комплекс "Династия", в пяти минутах от Финского залива. И мы еще не все знаем – наверняка застройщики уже положили глаз на близлежащие территории. И если там создадут заказник, он конечно не позволит развиваться этому бизнесу дальше». Элитные особняки появляются и вблизи Константиновского дворца. А по словам председателя правления общественной организации «Друзья Балтики» Ольги Сеновой, прямо от границы Меншиковского канала в Ломоносове идет планировка территории под спортивно-развлекательный комплекс. Кроме того, по ее информации, портовый комплекс Бронка имеет виды на расширение за счет соседних охраняемых природных территорий.