Инвесторы - о проблемах строительства садиков и школ в Петербурге
Несколько дней назад власти Петербурга дали понять, что искать компромисс с застройщиками в вопросе строительства социальной инфраструктуры они не намерены. Чиновники однозначно заявили, что времена, когда город брал на себя обязательства строить школы и больницы, прошли, и теперь бизнес, желающий работать в северной столице, должен за свой счет решить эту по сути чиновничью задачу. Более того 12 компаний уже подписали со Смольным соглашение о согласии безвозмездно отдавать городу построенные соцобъекты.
РБК поинтересовалось у вице-президента СРО НП «Объединение строителей СПб» Алексея Белоусова, что заставляет бизнес соглашаться с такими правилами игры и во сколько в итоге обойдется для покупателей жилья чиновничья затея.
Алексей Игоревич, как давно у властей появилась идея возведения школ и детских сад исключительно за счет средств инвесторов?
Идея появилась около двух лет назад, спустя некоторое время после назначения губернатора Георгия Полтавченко. Позже начались переговоры и обмен мнениями, как это сделать.
Сейчас власти говорят о безвозмездной передаче соцобъектов, построенных бизнесом за свой счет. С какими проблемами сталкивается инвестор?
Проблем достаточно много. Самая главная из них лежит на поверхности - инвестор должен понести определенные затраты. Детские садик — это порядка 250 млн руб, школа - от 800 млн до 1 млрд руб.
Вторая проблема - как минимизировать в этом случае налоги. По федеральному закону N 214 девелоперы имеют право вкладывать деньги только в строительство жилья. В теории инвестор должен взять деньги дольщиков, собственные и заемные средства, на них построить объект, затем продать его. А с полученной прибыли от продажи заплатить налоги, и только потом начать строить социальный объект. В этом случае налоги будут огромные.
Мы подготовили проект федерального закона, по которому для комплексного освоения территории предусматривается возможность направления средств дольщиков на объекты социальной и инженерной инфраструктуры. Об этом в последнее время заговорил и комитет по строительству Петербурга.
Третья проблема - способ передачи соцобъектов городу: на каких основаниях и по каким документам. Вопрос в том, как в таком случае избежать двойного налогообложения.
А почему город отказался от других механизмов строительства социнфраструктуры, в частности ГЧП?
Позиция комитета по финансам такова, что обслуживание проектов государственно-частного партнерства очень дорого обходится бюджету. Сложно спорить с нашими властями.
Какие еще варианты есть у чиновников?
У Смольного есть два варианта решения проблемы. Первый - изыскивать средства по увеличению доходов бюджета, повышать инвестиционную привлекательность Петербурга, в том числе, за счет масштабного жилищного строительства. Строительный комплекс платит в бюджет города порядка 8-9 % всей доходной части бюджета.
Второй вариант - не делать этого и переложить все на плечи инвесторов. Городское правительство выбрало именно этот более простой для себя вариант. В итоге в Санкт-Петербурге уже наблюдается отток строителей в Ленобласть.
Как, по вашему мнению, строительство социальной инфраструктуры за счет инвестора повлияет на итоговую стоимость квадратного метра?
Без сомнения, это вряд ли приведет к удешевлению жилья. Увеличение стоимости будет зависеть от конкретного проекта. Эта нагрузка в удельном отношении может быть велика, а может быть мала.
Что город предлагает инвесторам в такой ситуации?
Нам предлагали обмен: новые инвестиционные проекты на строительство социальных объектов.
Беседовала Ольга Зарубина.