Кандидат в губернаторы не обязан нравиться президенту
Конституционный суд одобрил закон о выборах губернатора, хотя решил все же уточнить некоторые его положения. В частности, судьи решили, что консультации с президентом не являются обязательным элементом механизма выдвижения и регистрации кандидата на должность главы региона.
Кроме того, Конституционный суд решил, что кандидат не может набирать большее количество подписей от муниципальных властей, чем определено федеральным и региональным, уточняющим, законом. Т. е., если в каком-либо регионе для выдвижения кандидата требуется 7% или 10% голосов глав муниципалитетов, то на этом каждый претендент на пост губернатора, и должен остановиться. Иначе, собирая "ненужные" подписи от других муниципальных депутатов или чиновников, он лишает их возможности отдать свою подпись за другого кандидата.
Отметим, суд должен был проверить конституционность новых избирательных "цензов" при выдвижении кандидатов на пост главы региона. Основанием для рассмотрения дела стало обращение группы депутатов Госдумы, которые недовольны рядом положения закона о выборах, принятого в марте 2012г.
Народные избранники оспаривали процедуру выдвижения кандидатов, которые, по их мнению, не согласуются с декларируемыми прямыми выборами. Согласно закону, для выдвижения кандидата ему необходимо заручиться поддержкой от 5 до 10 % голосов муниципальных депутатов или глав муниципальных образований (необходимый процент подписей устанавливается каждым регионом самостоятельно).
Кроме того, кандидатам нужно получить поддержку не менее чем в 3/4 муниципальных районов и городских округов и в 3/4 внутригородских муниципальных образований города федерального значения, а также пройти процедуру консультаций с президентом.
По мнению заявителей, внесенные поправки ввели новые избирательные цензы, ограничивающие право граждан избирать и быть избранными.
По мнению депутатов, кроме "Единой России" ни одна партия не имеет такого количества депутатов и глав муниципалитетов, которое необходимо для получения предусмотренной законом поддержки.
Кроме того, органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти, а включение муниципальных депутатов и глав местного самоуправления в избирательный процесс означает их участие в формировании системы исполнительной власти субъектов РФ.
Помимо прочего, в законе не прописана процедура и порядок проведения консультации с президентом. По мнению депутатов, согласительные процедуры могут использоваться только для разрешения разногласий между органами госвласти.