Эксперты: Креативные пространства — это всегда временное решение
Интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых "креативных пространств" - проектов, рассчитанных на привлечение творческого сообщества и реализацию на своих территориях всевозможных арт-замыслов, - не угасает. В течение последнего года в Петербурге что ни день — то заявление о новом "креативном проекте". Вполне своевременно задаться вопросом — нужны ли эти пространства в таком количестве, и если да, то кому?
В общей сложности число всевозможных лофтов, зон коворкинга, арт-территорий давно перевалило за несколько десятков. Однако крупные или просто признаные в своей среде проекты можно пересчитать по пальцам. Среди наиболее успешных - "Этажи" и "Ткачи", которые вполне можно назвать первопроходцами отрасли (если, конечно, не брать в расчет легендарную "Пушкинскую, 10"). Под всевозможные арт-мероприятия отдают свои площади галеря Bulthaup и музей "Эрарта", довольно успешно работает проект "Тайга". Менее масштабные (по занимаемым площадям и количеству резидентов), но весьма интересные пространства - "Табурет", "Третье место", "Зона действия", недавно открывшийся Kokon Space.
Некоторые проекты существуют лишь на бумаге. Амбициозные планы по созданию креативного кластера площадью около 20 тыс. кв. м строят владельцы завода "Ленполиграфмаш", пока они сумели собрать под своей крышей всего несколько профильных резидентов — клубы А2 и Case Club, центр дизайна и урбанистики Make It и ряд других. О планах вложить около 300 млн руб. в преобразование более 2 га земли на Васильевском острове заявила компания "Механобр-техника".
Оценивая реальность эти начинаний, стоит вспомнить историю территории завода "Красный треугольник", которой прочили судьбу центра рок-культуры и андерграунда. Воплотить замысел комплексно пока так и не удалось из-за отсутствия финансирования: площади некоторых производственных корпусов просто сдаются в аренду под офисы и музыкальные студии.
На аналогичное препятствие натолкнулись и собственники фабрики "Красное знамя", рассчитывавшие превратить часть цехов в культурно-деловой центр и музей современного искусства. Впрочем, у "Красного знамени" есть шанс реабилитироваться — с помощью администрации Петербурга, которая намерена начать создание собственного креативного кластера. "Красное знамя" - один из вариантов для его размещения, наряду с изолятором "Кресты", канатным цехом завода "Красный гвоздильщик", трамвайным парком №2 на Васильевском острове и территорией Адмиралтейства, Петровского дока и Летнего сада в Кронштадте. На этом информация, которая известна о городском креативном кластере, исчерпывается, и даже близкие к отрасли эксперты пока не очень понимают, что будет из себя представлять этот проект.
Остается неясным, пожалуй, самый принципиальный момент — кто будет пользователем всех этих креативных пространств? Достаточно ли в Петербурге той самой "креативной индустрии", которая должна приносить доход авторам таких проектов? И можно ли рассчитывать, что подобные проекты — долговечные, особенно на фоне того, что уже сейчас инвесторы развития территории фабрики "Красный Октябрь" в Москве решили отказаться от сформировавшегося здесь довольно успешного креативного кластера и вернуться к первоначальным планам строительства на этой земле элитного жилья.
РБК провел несколько блиц-интервью с экспертами отрасли — и поинтересовался их мнением по данным вопросам. Основной вывод — креативные пространства являются лишь временным вариантом использования объектов недвижимости, в этих проектах нет бизнеса как такового, однако, не принося серьезного дохода, творческие индустрии позволяют "подогреть" интерес к территориям и повысить их капитализацию. А значит впоследствии такую недвижимость — но уже с совершенно другой функцией — владелец сможет продать или сдать в аренду по более выгодным ценам. Таким образом, благодаря экспертам нашлось и объяснение, почему креативный кластер стал так интересен городской администрации. Оказывается, это практически единственный путь заинтересовать бизнес редевелопментом городских территорий.
Директор по развитию креативного пространства "Ткачи" Алексей Нешитов: "На одних театрах бизнес не построить"
- Есть ли в Петербурге та самая "креативная индустрия", для которой предназначены и ваш проект, и многие другие, которые сейчас продолжают активно появляться?
- Сейчас у нас около 60 арендаторов, а число организаций и креативных start-up проектов, заинтересованных в возможности разместиться у нас, давно перевалило за тысячу. Думаю, что если не три, то два таких же здания (площадь "Ткачей" - 13 тыс. кв. м) мы бы и сейчас смогли заполнить.
- Но, наверное, только в том случае, если понимать эту индустрию довольно широко?
- Вряд ли, конечно, нам бы удалось заполнить проект только театральными и музыкальными коллективами. Мы просто не смогли бы себе такого позволить, потому арендная ставка у нас рыночная, 1100 руб за кв. м в месяц с учетом налогов и коммунальных услуг, а такие проекты, как правило, очень небогаты и обычно требуют разного рода дотаций и субсидий. Но они есть среди наших арендаторов, однако их не более 30-40%.
- Арендная ставка у вас действительно приличная. Как представители креативной индустрии "выживают" и что привлекает их сюда, близость к "себе подобным"?
- С мая прошлого года от нас ушло всего два арендатора из наиболее требовательного к нам сегмента - магазинов на первом этаже. У нас нет "особых" коммерческих условий для представителей креативной индустрии, поэтому, я думаю, что выбор делается в первую очередь в пользу концепции, желания находиться рядом с себе подобными, поскольку такие компании очень часто становятся партнерами друг другу и делают какие-то совместные проекты.
- Нет ли опасения, что мода на лофты и креативные пространства скоро пройдет и собственники таких проектов найдут земельным участкам более экономически эффективное применение, пример тому - "Красный Октябрь" в Москве?
- Для "Красного Октября" креативное пространство было антикризисным решением, а строить жилье премиум-класса и бизнес-центры здесь собирались изначально, поэтому никаких противоречий я не вижу. Мы же не собираемся быть "модными". Возможно, те арендаторы, которые делают ставку на моду, и уйдут от нас, но останутся те, кто действительно видит в этом проекте необходимость для себя, удобство от местоположения, сервисов и так далее. И их, я уверен, подавляющее большинство.
Директор Центра прикладных исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, социолог - урбанист Олег Паченков: "Креативный кластер не может навязываться "сверху"
- Нет ли ощущения, что креативных пространств сейчас в Петербурге уже несколько с избытком, при этом и администрация города заявила о пяти площадках, на которых могут потенциально появиться такие проекты.
- Потенциала креативных индустрий, как мне кажется, на имеющееся и возможное к появлению количество пространств хватит. И если такие проекты продолжают в городе появляться, значит, пока их все же недостаточно. Другой вопрос, что не всем, возможно, подходит размещение в одних стенах, часть подобных проектов - вероятно, большая - должна быть рассредоточена по городу. Но лично для меня, например, не совсем ясно, почему администрация города выбрала пять, а не три, и не семь площадок?
- То есть инициировать такие проекты все же должен бизнес?
- Креативный кластер - это элемент публичной жизни и его нельзя навязывать "сверху". Частные инициативы в данной сфере более органичны. К тому же, на мой взгляд, существует серьезная проблема с идеологами для таких проектов, и начинать нужно было не с изучения пространств, а исследовать людей в данной среде, и уже с ними определять точки пересечения интересов креативной индустрии с конкретными местами на карте города. Роль государства в данной сфере должна быть похожа на игрока в керлинг - он не должен подталкивать камни или указывать им путь, он должен лишь натирать перед ними лед, чтобы они катились быстрее.
- Но ведь понятно, что креативная индустрия не слишком высокодоходная. Нет ли опасности, что со временем, когда мода и ажиотаж вокруг этой темы пройдут, российские бизнесмены найдут более эффективное применение своим зданиям и земельным участкам?
- Я не вижу причин, почему этого нужно бояться. Это стандартный процесс , и во всем мире в восьми из десяти случаев подобные проекты - временные. На западе они также появлялись как temporary use в связи с закрытием индустриальных площадок. Можно сказать, что для того, чтобы оставаться актуальными, таким проектам нужно обновляться, или, если хотите, умирать и снова возрождаться. Самое важное в данной ситуации, чтобы резиденты таких проектов также это понимали, но знали, что у них есть не год, а, скажем, пять лет, чтобы работать в данном проекте и рассчитывать свои планы.
Директор "Центра стратегических разработок "Северо-Запад" Владимир Княгинин: "Создать креативное пространство не значит осуществить девелопмент, а значит наполнить его интересным содержанием"
- Можно ли как-то оценить место креативной индустрии в экономике Петербурга, в том числе в сравнении с основными "креативными" городами?
- Образец креативной индустрии — Лондон, там около 15-20% занятого населения так или иначе связаны с этой отраслью. В нее входят все те, кто занимается производством образов, впечатлений, переживаний: театры, кино, fashion-индустрия, программирование. Такая деятельность предполагает ненормированный рабочий день, определенный образ существования, независимость мышления. В отличие от Лондона, в среднем в городских креативных индустриях занято около 7-10% населения. Если говорить о Петербурге, то он дотягивает до этого уровня, однако, основную часть его креативной индустрии составляет сегмент HORECA (отели, рестораны, кафе).
- А если говорить о качестве креативной индустрии и креативных пространств в Петербурге?
- Важно подчеркнуть, что создание креативного пространства – это не просто осуществление девелопмента. Гораздо важнее сделать креативное пространство интересным для пребывания, обеспечить его качественное наполнение. Финны в этом вопросе продвинулись гораздо дальше Санкт-Петербурга, не говоря уже о мировых столицах креатива.
- А городу зачем свой "креативный кластер" при наличии достаточного количества частных проектов?
- С приходом креативных индустрий капитализация территории значительно повышается. Берлин, например, использует формат креативного кластера для качественного переформатирования депрессивных районов. Аналогичная ситуация с фабрикой №798 в Пекине. И Петербург тоже пойдет по этому пути. Других причин для инициирования такого проекта городской администрацией я не вижу.