В Петербурге объяснили «рекордный» рост промышленности
Петербургская промышленность растет уже второй год подряд. Если в 2016 году рост индекса промышленного производства (ИПП) составил 3,9%, по итогам прошлого года он вырос на 5,5%. Согласно данным Петростата, такого роста промышленности в Петербурге не было с 2011 года — тогда петербургский ИПП вырос на 13,3%. И это при том, что российская промышленность по итогам года выросла всего на 1%, а в декабре — вовсе упала на 2,7%. Чиновники называют минувший год рекордным, экономисты опасаются того, что рост окажется не долговременным.
Кожа и резина
По данным Петростата, городской автокластер в 2017 году вырос на 18,4%, металлургия — на 5,7%, производство лекарственных средств и материалов — на 5%, пищевая промышленность — на 5,3%. Серьезный рост в прошлом году неожиданно показало производство кожевенных изделий (в 1,8 раза), а также пластмассовых и резиновых (в 1,6 раза). При этом отрицательную динамику показало производство табачных изделий и алкоголь (1,8%).
По словам председателя комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максима Мейксина, этот год для петербургской промышленности был рекордным. «Росли практически все отрасли — в первую очередь машиностроение, автотранспортный сектор, производство машин и оборудования, высокотехнологичная промышленность — производство лекарственных средств, электроника, медицинское оборудование», — отметил чиновник. «Мы видим увеличение доходов населения, в торговле начали расти показатели по выручке и по среднему чеку. В 2017 году у нас были рекордные цифры и по экспорту», — добавил Мейксин. По его словам, в 2017 году в Петербурге открылось 21 крупное и 3 средних промышленных производства.
Производство изделий из кожи, пластмассовых и резиновых изделий глава комитета объяснил ростом тех отраслей, «которые размещали там свои заказы, в том числе за счет автопрома». По его словам, появились новые существенные объемы заказов, и на фоне низкой базы произошел резкий рост.
Выехали на автомобилях
С ним согласна старший научный сотрудник НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Ткаченко. Она напомнила, что в 2016 году кожевенная, резиновая и пластмассовая промышленность фактически умерла. «Но в прошлом году восстановились те отрасли, которые давали ей заказы, в основном это автокластер — коврики, рулевые колонки, сидения и пр.», — отметила эксперт. По ее словам, автокластер дает работу сразу 1500 производственным компаниям. Ткаченко также выразила мнение, что в основном рост петербургской промышленности был обеспечен за счет отраслей средней технологичности, с экспортными возможностями и с новыми перспективами на внутреннем рынке из-за санкций и необходимости импортозамещения. Высокотехнологичные отрасли занимают в промышленности Петербурга пока малую долю, к тому же часть из них не входит в статистику, так как относится к ОПК, заметила эксперт.
Ткаченко уверена, что рост петербургского индекса промышленного производства был бы больше, если бы Петростат не поменял методику подсчета. Она напомнила, что в ноябре в схеме расчета ИПП изменились пропорции между отраслями — увеличился вклад в индекс производства электроэнергии. «А так как был рекордно теплый ноябрь, потребление электроэнергии упало на 15%, и это отразилось на индексе», — объяснила Ткаченко, добавив: «Но в Петербурге автомобилестроение так выросло, что компенсировало это изменение методики».
Сдержанный оптимизм
По данным проведенного комитетом по промышленности опроса руководителей петербургских предприятий, 90% промышленников позитивно оценивают экономическую ситуацию в Петербурге и в стране. Почти две трети предприятий сохранили объем производства, 20% — даже увеличили. В следующие три месяца увеличить выпуск продукции намерены 21% предприятий. Правда, при этом каждая пятая компания (20%) отмечает недостаток спроса на свою продукцию.
Несколько другие данные приводят аналитики Высшей школы экономики, которые в сентябре 2017 года проводила свой опрос петербургских компаний, 53% из которых относятся к сфере промышленности. По данным этого опроса, рост финансовой устойчивости отметили 15% респондентов (5% годом ранее), снижение — всего 3%. Как удовлетворительную оценили свою финансовую устойчивость 64%, 17% — как недостаточную. О росте выручки заявил 41% опрошенных, падение заметили 13% (в прошлом году было 37%). Прибыль выросла у 49% опрошенных, снизилась — у 5%. В основные фонды в последний год осуществляли инвестиции 54% компаний, 68% отметили необходимость новых инвестиций. 74% компаний производят или готовы производить продукцию в сфере импортозамещения, в 2015 году таких было всего 33%.
В целом опросы компаний дают основания для оптимизма, но российское законодательство непредсказуемо — любые изменения, даже позитивные, откатывают промышленность назад: предприятия затаиваются и ждут, как будет развиваться ситуация, говорит Елена Ткаченко.
Начальник аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС» Дмитрий Кумановский, в свою очередь, отмечает, что рост петербургского ИПП — не долговременный, он связан с активизацией импортно-экспортных операций из-за укрепления рубля и может смениться спадом, если национальная валюта начнет дешеветь. Кроме того, городская администрация предоставляет налоговые льготы только крупным инвесторам, из-за чего малый и средний бизнес не получают необходимой поддержки, отмечает аналитик. Он опасается того, что в условиях постоянного роста цен на закупаемые материалы и ресурсы, роста стоимости аренды, а также снижения потребительского спроса и деловой активности в других регионах России (закупающих продукцию петербургских предприятий), небольшие производственные компании будут вынуждены снижать производство.