Власти Петербурга отказались помогать всем обманутым дольщикам
Сегодня петербургский парламент принял в первом чтении проект поправок в пакет законов, направленных на защиту покупателей квартир, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Этот законопроект, подготовленный комитетами администрации и внесенный в ЗакС губернатором, подвергся серьезной критике депутатов и экспертов при предварительном рассмотрении на заседаниях профильной Комиссии по городскому хозяйству и Комиссии по социальной защите. В ходе пленарного заседания ЗакСа его также нещадно критиковали.
Главный дефект проекта критики видят в том, что предлагаемые губернатором меры лишают защиты большинство обманутых граждан. Из официально зарегистрированных, по данным депутата Алексея Макарова, 4,9 тысяч обманутых граждан, нуждающимися в защите законопроект признает только тех триста, кто заключил сделки до 1 апреля 2005 года. Основная часть пострадавших заключила договоры с застройщиками после этой даты. Лишать их защиты депутаты считают не справедливым.
Казус в том, что чиновники считают пострадавшими только обманутых дольщиков. А поскольку 1 апреля 2005 года начал действовать ФЗ-214 о долевом строительстве, предусматривающий меры защиты, то обманутые после этого граждане в дополнительной защите города уже якобы не нуждаются. «Это ошибка, потому что после появления 214–го закона застройщики, пользуясь неосведомленностью граждан, стали навязывать им другие формы договоров, например, об инвестировании, о предварительной продаже и др. Покупатели жилья по таким договорам не считаются дольщиками, но их обманывали ничуть не меньше», - разъясняет позицию критиков запред комиссии по горхозу Борис Вишневский.
Оказалось, к тому же, что законопроект защищает лишь граждан, не получивших жилье, строящееся на земле, арендованной у государства. Стройки на частных землях под действие законопроекта не подпадают. Как и обманутые люди, которые прожили в Петербурге менее пяти лет. Депутаты призывали расширить список защищаемых граждан. Правда, не все. Алексей Макаров предложил, наоборот, сузить список, поскольку он считает неправильным помогать обманутым инвесторам, которые вкладывали деньги в приобретение квартир с целью извлечения прибыли, а значит, пострадали «законно», как рискующие инвесторы.
Представитель губернатора Михаил Бродский в ходе пленарного заседания ЗакСа признал, что данный законопроект защищает лишь одну небольшую часть обманутых граждан. «Мы согласны, что необходима целая гроздь законов», - считает Бродский и вместе с губернатором полагает, что с данного законопроекта следует начать системную помощь, отработать ее механизмы для одной категории граждан и потом распространить защиту на другие группы обманутых.
В то же время депутаты считают недостаточно проработанным и сам механизм помощи пострадавшим. Законопроект предполагает, что достраивать «проблемный дом» -- брошенный сбежавшим или обанкротившимся (зачастую ложно) застройщиком - будет другая компания, выигравшая городской тендер. Она обязана будет предоставить квартиры всем обманутым гражданам, которые оплатили жилье предыдущему застройщику. Для покрытия убытков компания получит бесплатно дополнительный участок под строительство. «Проблемными считаются дома, степень готовности которых не превышает 40%. Откуда взялась эта цифра и что делать с остальными домами, разработчики внятно объяснить не могут, - недоумевает Борис Вишневский. – К тому же, в проекте не предусмотрено никаких гарантий от злоупотреблений со стороны новых застройщиков. Они могут точно также «кинуть» покупателей, как и их предшественники». Председатель Комиссии по горхозу единоросс Сергей Никешин в ходе пленарного заседания высказал уверенность, что из-за дефектов законопроекта соблазн вновь обмануть граждан у компаний, призванных достраивать дома, будет настолько большим, что ситуация повторится. Алексей Макаров предложил изменить сам механизм помощи пострадавшим – чреватую коррупцией сложную схему с достройкой брошенного дома заменить прямой денежной компенсацией из бюджета, подобно тому, как сейчас защищают владельцев сносимых гаражей.
Некоторые депутаты предлагали не принимать законопроект в таком виде, а отправить его на доработку. «В данном виде закон не будет исполняться. Он не жизнеспособен», - считает Сергей Никешин. Однако Михаил Бродский подтвердил намерение администрации учесть все замечания в поправках ко второму чтению и большинство из 35 депутатов проголосовало за его принятие за основу. На подачу поправок ко второму чтению отведено два месяца.
Владимир Грязневич