Капитан "Электрона" приговорен к штрафу в 100 тыс. руб.
В Мурманске суд оправдал капитана траулера "Электрон" Валерия Яранцева. Сторона обвинения настаивала на привлечении В.Яранцева к 3 годам условного заключения за незаконное удержание норвежцев.
Капитан оправдан по ст.127 ч.2 УК РФ (незаконное лишение свободы) за отсутствием состава преступления. Однако он признан виновным по ст.256 ч.3 (незаконный вылов биоресурсов), и ему присужден штраф в размере 100 тыс. руб., сообщили в суде.
Напомним, что в ходе прокурорской проверки, предшествовавшей возбуждению уголовного дела, было установлено, что судно "Электрон" вело работу по вылову рыбы в зоне архипелага Шпицберген с августа 2005г. В ночь на 15 октября с разрешения капитана В.Яранцева на борт поднялась инспекторская группа Норвегии.
По утверждению норвежской стороны, в ходе проверки был обнаружен ряд серьезных нарушений. Норвежские инспекторы сообщили капитану, что в связи с выявленными нарушениями судно будет сопровождено в норвежский порт Тромсе. Капитан "Электрона" заявил о готовности подчиниться требованиям норвежской стороны, после чего для корректировки курса и охраны доказательств выявленных нарушений на борту судна остались два норвежских офицера.
Однако затем В.Яранцев изменил курс и направил "Электрон" к территориальным водам России. При этом норвежские инспекторы оставались на судне и были лишены возможности его покинуть.
При осмотре и разгрузке судна в порту г.Мурманска была выявлена рыбопродукция сверх заявленной в таможенной декларации. Кроме того, установлено, что капитан В.Яранцев неоднократно нарушал требования федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в части, касающейся уведомлений соответствующих органов о перегрузах рыбопродукции.
Напомним также, что сразу после истории с "Электроном" последовал арест еще двух российских рыболовецких судов - "Дмитрий Покрамович" и "Капитан Горбачев". Они были задержаны в норвежских водах в районе Шпицбергена 24 октября 2005г., но затем отпущены после уплаты солидной суммы штрафа. Для "Капитана Горбачева" - 140 тыс. долл., для "Дмитрия Покрамовича" - 190 тыс. долл.
Причем, по мнению ряда экспертов и представителей российских ведомств, вопрос задержания российских судов в норвежских водах давно потерял технический характер и имеет политический оттенок. Дело в том, что указ норвежского короля по расширению территориального моря до 12 морских миль, распространяющийся на Шпицберген, был издан в одностороннем порядке. Однако Россия не заявила никакого протеста на этот шаг, при этом наша страна не признает этот указ. Но норвежская береговая охрана закон признает и действует в соответствии с ним. Причем за одни и те же провинности норвежская рыбоохрана наказывает российские суда намного жестче, чем свои.