Чем в России заменят популярный финский бренд и что за это будет?
На Петербургском международном экономическом форуме 2022 (ПМЭФ) компания «Милфудс», купившая российский завод финского Paulig, представила новый кофейный бренд Poetti. Новая марка оказалась визуально очень похожей на финский бренд, который должен покинуть российский рынок.
Опрошенные РБК Петербург юристы предполагают, что теперь российские компании будут намного чаще использовать упаковки, напоминающие бренды уходящих иностранных компаний, чтобы сохранить лояльность покупателей. Они объяснили, какие правовые риски такая стратегия создаёт для отечественного бизнеса.
Poetti вместо Paulig
Как ранее писал РБК, финская компания по производству и обжарке кофе Paulig Group в начале мая 2022 года продала своё российское юрлицо ООО «Паулиг Рус» гражданину Индии Викасу Сои. Российская компания сменила название на ООО «Милфудс». Новый владелец получил завод по обжарке кофе в Твери, однако бренды и рецепты Paulig не включены в сделку. Как сообщали в компании, в ближайшие месяцы бренд Paulig будет выведен с российского рынка.
Презентация нового бренда кофе Poetti прошла на ПМЭФ под слоганом «Название меняется, вкус и качество остаются», написала на днях «Фонтанка». Присутствующие на презентации журналисты обратили внимание на то, что упаковка кофе «Милфудса» оказалась похожей на финский бренд Paulig — тот же цвет упаковок, надпись Poetti оформлена похожим шрифтом (хотя и помещена не в шестиугольник, а в ромб).
В Paulig финскому изданию Yle (доступ к сайту ограничен по требованию Генпрокуратуры на основании ст. 15.3 закона об информации — ред.) сообщили, что компания ничего не знает о новом бренде Poetti. Представитель компании не стал отвечать на вопрос, будет ли Paulig применять какие-то юридические меры в отношении российской компании.
После выхода публикации РБК Петербург получил комментарий генерального директора компании ООО «Милфудс» Викаса Сои. Он отметил, что ООО «Милфудс» является самостоятельной компанией и не согласовывала новый логотип с финской Paulig. «Мы постарались свести к минимуму юридические риски в отношении Poetti, сделав бренд самоидентичным. Название бренда не имеет аналогов по звуковым характеристикам на российском рынке, а логотип выполнен в форме ромба, имеющего оригинальные параметры расположения и соотношения граней. Разработка нового бренда проводилась в согласовании с юристами» — сообщил Викас Сои. Он добавил, что компания при создании логотипа «старалась минимизировать визуальные сходства», однако при этом хочет оставаться узнаваемой среди широкой общественности.
Графика, семантика и звук
Как говорит руководитель практики интеллектуальной собственности и персональных данных юридической фирмы «Клифф» Ирина Ахмедова, логотипы, которые с первого взгляда кажутся похожими, с юридической точки зрения могут иметь мало общего. Как отмечает она, в юридической экспертизе сравнение товарных знаков проводится по графической, семантической и звуковой степени схожести. «У компании Gustav Paulig LTD и Paulig LTD есть определенный перечень зарегистрированных товарных знаков в России. У них все товарные знаки зарегистрированы просто как слово Paulig, написанное различным шрифтом в шестиугольнике на красном и на зеленом фоне. То есть, у логотипа защищается в первую очередь слово. И если сравнивать с новым логотипом — словом Poetti в ромбе, то, с точки зрения названия, они обладают степенью схожести ниже среднего», — говорит она. «Есть определенное визуальное сходство. Но этого недостаточно, чтобы сделать вывод о схожести до степени смешения товарных знаков. Я не вижу в данном случае нарушения исключительных прав», — говорит она.
При этом, как отмечает Ирина Ахмедова, финский правообладатель может обратиться к закону о недобросовестной конкуренции. «Если брать дизайн упаковок в целом, то есть определенный риск того, что потребитель, видя на полке кофе Paulig и кофе Poetti, может их перепутать. Однако, чтобы ставить вопрос о недобросовестной конкуренции, нужно, чтобы оба товара присутствовали на полке одновременно. Учитывая, что Paulig продала свои заводы компании ООО «Милфудс» и заявила об уходе из России, получается, они больше не конкурируют на одном рынке», — говорит она.
Какие предусмотрены штрафы
Впрочем, если правообладатель финского Paulig посчитает, что его права нарушены, он в любом случае может обратиться с иском в суд с требованием о компенсации или в ФАС — с заявлением о недобросовестной конкуренции, отмечает руководитель юридической и налоговой практики BLCONS GROUP Мария Стригалёва.
«ФАС может назначить проверку по поводу незаконного использования средств индивидуализации, вынести предписание компании и наложить штраф», — говорит она. По словам юриста, правообладатель по закону может требовать по своему выбору от нарушителя либо возмещение убытков от использования своего бренда, либо выплату компенсации. Как отмечает Стригалёва, компенсации по российскому законодательству предусмотрены в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. (либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака).
Громкое дело «Свинки Пеппы»
Мария Стрегалёва напоминает о мартовском прецеденте, когда российский суд отказал иностранной компании в защите интеллектуальных прав. Речь идёт о решении Арбитражного суда Кировской области по иску британской компании Entertainment One о защите интеллектуальных прав на героев мультсериала «Свинка Пеппа». Правообладатель с сентября 2021 года требовал возместить ущерб в размере 40 тыс. руб. за использование частным предпринимателем изображений героев сериала — свинки Пеппы и папы Свина. Суд мотивировал своё решение тем, что Entertainment One зарегистрирована в стране, наложившей санкции на Россию.
При этом Мария Стригалёва считает некорректным утверждение о том, что компании из «недружественных» стран больше не имеют прав в России. «Насколько мне известно, по ряду похожих дел суды выносили противоположные решения. То есть, выносили решения в пользу иностранного правообладателя. Сейчас судебная практика противоречива — и сделать однозначный вывод, что точно российские суды будут защищать иностранные компании или точно не будут защищать, очень сложно», — говорит юрист. Как отмечает Стригалёва, по закону регистрация любой компанией своего товарного знака в Роспатенте подтверждает охраноспобность знака на территории России и даёт право владельцу этого знака защищать его всеми законными способами.
Paulig в России
Компания Paulig начала работу на российском рынке в 1992 году. В 2011 году она построила кофеобжарочный завод в Тверской области, на котором выпускалось около 7 млн кг продукции в год и трудились 200 сотрудников. В 2021 году выручка Paulig Group составила €966 млн. В своей отчетности компания указала, что на Россию в прошлом году пришлось около 5% выручки компании.
В начале марта Paulig заявила, что уходит с российского рынка в связи с ситуацией на Украине и «изменениями в геополитической ситуации».
Новый владелец завода в Твери Викас Сои более 30 лет проживает в России. Как следует из его профиля на LinkedIn (заблокирована в РФ — ред.), он выпускник Московского государственного университета тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова. 16 лет Сои строил карьеру в компании-дистрибьюторе «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева, где отвечал за направление «Бакалея». С начала 2016 года топ-менеджер стал управляющим директором кофейного производителя MilagroBeverageCompany (бренды Milagro, D’Arte, Belagio).
Повтор материала от 21.06.2022