В Петербурге нашли продукт, дорожающий быстрее яиц
Куриные яйца, попавшие в фокус внимания покупателей и органов власти во второй половине 2023 года, оказались не единственным быстро дорожающим продуктом питания в Санкт-Петербурге. Ретейлеры и рестораторы заметили стремительное повышение цен на оливковое масло — с начала осени его стоимость увеличилась почти на 50% и продолжает расти, рассказали участники рынка РБК Петербург. Для сравнения, рост цен на куриные яйца с начала сентября, по оценкам ретейлеров, достиг 20%.
Половина от нормального объема
По словам управляющего партнера компании «Ресторанам надо» и партнера ресторанного консалтинга italy&co (рестораны Italy, Hitch, Italiani, Concepts, Friends, «Загород») Павла Хорошина, импортеры стали массово уведомлять о росте цен на оливковое масло в конце августа. В качестве основных причин они называли низкий уровень урожая, аномальную жару в Европе (Испания, Португалия, Италия, Греция) и, как следствие, — нехватку сырья. Так, Испания, которая считается основным производителем масла в мире, в этом году может произвести только около 600 тыс. тонн, то есть половину от своего обычного объема, отмечает Хорошин. Кроме того, в числе влияющих на ценообразование факторов, согласно информации эксперта — рост стоимости энергоносителей в Европе и подорожание логистики. C начала сентября, по данным Хорошина, стоимость поставляемого в рестораны продукта в среднем увеличилась на 46%.
Владелец сети магазинов «Реалъ» Александр Мышинский отмечает, что поставщики начали поднимать цены еще весной, но ретейлерам удавалось находить более выгодные варианты — в частности, выкупать нераспроданные на складах остатки. Несмотря на это, за год, согласно данным эксперта, масло на полке подорожало в среднем на 50-70%.
Аналогичный рост констатируют и в онлайн-магазине Оливия.su — по информации его представителей, за последние 11 месяцев стоимость масел увеличилась на 40-60%. Так, в начале года литр итальянского масла Basso Extra Virgin стоил 1,3 тыс. руб., сейчас цена за тот же объем составляет 2,1 тыс. руб., сообщили в специализированном магазине.
Как комментирует руководитель направления «Потребительский рынок» информационно-консалтингового агентства INFOLine Светлана Силенина, нельзя объяснять подорожание в основном неурожаем — есть и другие, системные причины. «Главными поставщиками оливкового масла на российский рынок являются европейские страны. В частности, Испания и Италия, которые входят в недружественный список. С ними у нас сейчас сложные взаимоотношения, в связи с чем товар идет уже не теми путями, которыми он шел до СВО. Естественно, это влияет на стоимость конечного продукта. Дополнительным повышающим фактором стали проблемы с урожаем в этом году», — констатирует эксперт.
Пик не достигнут
При этом, как отмечает Силенина, произошедшее подорожание еще не достигло своего пикового значения. По ее словам, в ближайшее время цены на полках вырастут минимум на 15%. Согласно информации Хорошина, в ближайшие месяцы цены дополнительно увеличатся на 3-10% в связи с ростом цен в странах-производителях и растущими расходами на логистику. Кроме того, по его данным, большинство импортеров в разговоре с рестораторами отмечает, что старые запасы товара заканчиваются, а новые партии приходят уже «в рамках новых реалий».
По словам Мышинского, за последние несколько месяцев поставщики подняли цены на 85%. Согласно его данным, до середины октября масло можно было закупить по цене 650 руб. за литр, но сейчас аналогичный продукт продают за 1000-1200 руб. «У ретейла нет выбора — когда запасы иссякнут, придется закупать масло по этим ценам. Основной вопрос остается к покупателю — возьмет ли он бутылку оливкового масла хорошего качества объемом 250 мл за 400 руб.?» — комментирует бизнесмен.