Ленинградская область ищет свое Эльдорадо
В последние несколько лет только ленивый не говорил о том, что прорыв в нашей вяло развивающейся экономике могут обеспечить только инновации. Но, по всей видимости, из-за того, что загадочное слово звучало часто, а реальных подвижек в инновационном секторе не наблюдалось, люди стали относиться к суперновым технологиям с немалым скепсисом. И если госслужащие и политики не устают твердить об инновационных переменах, то предприниматели, боясь финансовых и политических рисков, предпочитают их не слышать, а под инновациями предпочитают понимать только оптимизацию своих производств.
Но прошедший накануне круглый стол, посвященный перспективам промышленного развития Ленинградской области в рамках Инвестиционной стратегии до 2025г., который организовал холдинг РБК совместно с правительством Ленобласти при поддержке банка ВТБ, показал, что власти не готовы ни отказываться от новых технологий ради сохранения старых, ни наоборот — довольствоваться имеющимися. В целом круглый стол прошел на редкость оживленно и динамично.
Поиск трендов
Власти Ленобласти давно решили, что перемены в промышленности могут стать вектором развития региона. По словам выступавшего на круглом столе вице-губернатора Ленобласти Дмитрия Ялова, именно промышленность с точки занятости, с точки зрения пополнения бюджета играет ведущую роль.
Но вице-губернатор отметил, что «тот пакет конкурентных преимуществ, на который мы опирались в прошлые годы, сейчас перестает работать». Это касается относительно и низкой стоимости труда, и высокой квалификации кадров, относительно низкой энергетической стоимости. «В итоге мы получаем совершенно другую картину по инвестициям, т. е. мы должны готовиться для привлечения инвестиций другого типа», - пояснил он свою мысль. Секрет успеха в привлечении инвестиций — правильный просчет трендов и уже в зависимости от этого - выстраивание инвестиционной политики.
О том, как найти эти тренды, говорила руководитель проектного направления Фонд «ЦСР «Северо-Запад» Марина Липецкая. По ее словам, победителями в этой гонке могут стать только те отрасли промышленности, которые делают ставку на инновации, используют в своей работе новейшую технику и самые новые материалы. В качестве примеров эксперт выделила IT-отрасль, новую электронику, роботизированные системы и новую энергетику (например, использование солнечной энергии).
Но привлечь в эту сферу инвестиции не так-то просто. В первую очередь, здесь важна территориальная составляющая (доступ к рынку потребления и доступ к новым технологиям). При этом стоимость рабочей силы играет не такую уж важную роль. Кроме того, опыт последних лет показывает, что лидерами в своей области являются не вертикальные компании, которые поставляют на рынок готовый продукт, а горизонтальные производственные «цепочки», каждое звено — это маленькая компания. Правда, встроиться в такие «цепочки» не так просто — происходит это, как правило, еще на стадии их формирования. Пока Ленобласть, да и Россия в целом, такого типа компаниями похвастаться не может.
Что нужно бизнесу
Однако после слов эксперта об инновационных глобальных трендах беседа участников круглого стола направилась в более прозаичное русло. Да и от темы развития промышленности бизнесмены то и дело уходили в извечные жалобы. Это всячески старался пресекать Д.Ялов, призывая собравшихся говорить не о бедах, а о путях развития.
По словам бизнесменов, сразу ниоткуда высокие технологии не появятся, а потому нужно начинать с того, что уже есть в регионе. С этим согласился и сам вице-губернатор Д.Ялов. В итоге все присутствующие, вместо обсуждения инноваций, стало рассуждать о том, как оптимизировать уже существующие производства.
В частности, говорилось о развитии лесопромышленного комплекса, медицинского кластера, автопрома. Эксперты обсуждали наиболее болевые точки этих отраслей и их лечение. В частности, от компаний, представляющих автокластер, можно, уверены специалисты, добиться того, чтобы они перетащили в регион своих поставщиков, или, возможно, нашли себе новых поставщиков среди российских компаний. Это пошло бы на руку и Ленобласти, и самим автозаводам.
В этой связи представители бизнеса напомнили, что пока в основном сырье они берут за границей. Например, Сергей Кузнецов, гендиректор ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат», сообщил, что даже простой крахмал они вынуждены закупать в Финляндии или Тайланде, потому что местное сырье — ужасного качества.
Андрей Куценко, директор завода по производству сублимированного кофе «Мон'дэлис Русь» (под брендами Carte Noire, Jacobs и кофе Maxwell House), отметил, что многие компании (например, кофейные) найти сырье в своем регионе вряд ли смогут, поскольку «кофейные деревья здесь не растут». Но вот что может действительно помочь инвесторам — так это повышение налоговой привлекательности региона.
О пользе налоговых преференций говорил и Сергей Морозов, замгендиректора ЗАО «Пикалевский цемент». Но, кроме этого, по его словам, властям нужно больше внимания уделять политике тарифов.
В целом, как сказала Алиса Мелконян, руководитель отдела юридического консультирования ЗАО «КПМГ», для успешного развития бизнеса нужен комплекс факторов: простота создания, администрирования, налоговые льготы. И, по ее мнению, стимулировать и поддерживать нужно даже не крупные предприятия, а средний бизнес. Именно он может вытянуть экономику в случае стагнации крупных производств.
Говоря о приоритетах, эксперты пришли к выводу, что наиболее перспективным сектором является производство потребительских товаров. Это, кстати, решает и проблему близости рынка сбыта. Ведь такие компании всегда ориентированы на местных жителей. А здесь есть куда расти — сейчас около 60% потребительских товаров в регион импортируется. И самый большой потенциал здесь даже на у автопрома, а у пищевой промышленности, которую на круглом столе представляли как раз глава завода «Мон'дэлис Русь» и гендиректор ЗАО «Талосто» Алексей Власьев. Ведь машины люди в лучшем случае покупают раз два-три года, а за едой ходят в магазин ежедневно.
Гарантии или риски
Еще один немаловажный фактор для инвесторов — это кредиты, на которые они могут рассчитывать. И это вопрос к банкам. По словам Виктора Семернина, управляющего директора Дирекции по работе с крупным клиентами Северо-Западного регионального центра ОАО Банк ВТБ, банк уже участвует во многих инвестиционных проектах и готов кредитовать на 5-7 лет, а в случае участия государства в проектах, средства могут быть предоставлены и на более длительный период.
Но, как отметил В.Семернин, в финансировании инвестиционных проектов важной составляющей являются «длинные деньги», поскольку любой инвестиционный проект – серьезные и долгосрочные вложения.
«Если говорить о стоимости этих денег для заемщиков, то на сегодняшний день на банковском рынке отмечается некоторое снижение ставок. Также, чтобы дать больший импульс развития промышленности, финансирования вложений в основные средства предприятий, можно говорить и о государственных мерах, которые способны стимулировать кредитование проектов, например, о субсидировании процентных ставок, государственных гарантиях и др», - сказал он. «При рассмотрении возможности финансирования инвестиционных проектов мы должны быть уверены, что проект будет реализован в заявленные сроки, он окупится, производимый товар будет конкурентоспособен и потребляться рынком, причем по той цене, которая заложена в проекте», - добавил В.Семернин.
Но, стоит отметить, гарантировать успех инновационных проектов никто не может — слишком много рисков. Чтобы получить больше уверенности, Д.Ялов предложил, чтобы каждый крупный российский банк занялся какой-нибудь конкретной областью, кредитовал ее, развивал и поддерживал.
Как воспитать чемпионов?
В завершении встречи М.Липецкая вновь бросила «инновационный клич». «Понятно, что все методы по оптимизации производств важны, но могут ли они стать «чемпионами»?», - задала она риторический вопрос. Стратегический шаг, по ее словам, может быть только прорывным и инновационным.
На вопрос о том, что же собственно делать для того, чтобы привлечь инновационно ориентированный бизнес в Ленобласть, эксперт сказала: «Регион должен усилить факторы, влияющие на прямые инвестиции, обеспечить доступ к рынку и заниматься логистикой». Это поможет региону заполучить «чемпионов».
Местные же компании, желающие сделать прорыв, должны уметь включаться в глобальные «цепочки», предвидеть тренды, рассчитывать риски и не бояться этого.
Но где найти таких смелых, дерзких, ориентированных на новаторство предпринимателей и как их воспитать, никто толком не знает.