Рестораторы Петербурга предложили свой метод борьбы с «наливайками»
Петербургские рестораторы предложили Смольному альтернативные методы борьбы с «наливайками», позволяющие отделить их от «цивилизованных» кафе, баров и ресторанов. Что касается принятого недавно закона, призванного бороться с недобросовестными продавцами алкоголем, то он выгоден лишь федеральным алкосетям и приведет к переделу рынка, уверены рестораторы.
Три критерия
Общественное движение «Союз независимых рестораторов Санкт-Петербурга» обратилось с письмом к губернатору города Александру Беглову, предложив свои критерии борьбы с барами-«наливайками». Обращение подписали совладелец KIOSK bottle shop и пивоварни «Бакунин» Александр Романенко, владелец магазина–бара «Дегустатор» Дмитрий Молев, владелец I Believe Bar Дмитрий Карчевский, владелица винного «Бар 8» и двух ресторанов — «Место» и японский Suki-Go to health Екатерина Бокучава, учредитель крафтовой пивоварни AF Brew Константин Лялин, владелец бара «Ясли» Александр Зарайский, совладелец бара «Бражник» Илья Черепенчук и другие рестораторы.
Предложенные методы гораздо эффективнее, чем принятые поправки в закон «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции» (запрещают продажу алкоголя заведениям, чья торговая площадь меньше 50 кв. м), считают авторы письма. Эти поправки, по их мнению, не только наносят удар по малому бизнесу и вредят экономике, но и никак не решают проблем, которые декларируются. По сути принятые поправки выгодны лишь сетевым алкоретейлерам федерального уровня и направлены на передел рынка розничной торговли алкоголем — уничтожение мелких игроков в угоду крупным, считают рестораторы.
«Законодателями не учтено, что отличительной особенностью так называемых «наливаек», с которыми призван бороться принятый закон, является не размер площади зала обслуживания, а их экономическая модель и несоответствие статусу предприятия общественного питания», — говорится в обращении.
Рестораторы предложили три критерия, позволяющие определить, относится ли заведение к «цивилизованным». Во-первых, это соблюдение минимальной розничной цены на алкоголь; во-вторых, отсутствие двойного лицензирования, так как только магазины имеют одновременно две лицензии — на розничную торговлю алкоголем и розничную торговлю алкоголем при оказании услуг общепита. И, в-третьих, это соответствие предприятия общепита законодательным требованиям. В том числе, наличие как минимум двух туалетов (для посетителей и персонала), оснащение инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, соответствие требованиям строительных правил по уровню шума, вибрации и требованиям звукоизоляции и пр.
Недоработанный закон
При этом рестораторы призывают губернатора города исключить внесенное изменение в статью 5 закона «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге». В противном случае из-за принятой инициативы закроются либо понесут миллионные потери сотни предприятий малого бизнеса, так как под запрет попали предприятия малого общепита — семейные кафе и рестораны, маленькие локальные бары — чей зал обслуживания меньше 50 кв. м.
Представители бизнеса в очередной раз отметили, что закон недоработан, так как при его обсуждении их не позвали. «Мы информировали господина Четырбока (Денис Четырбок — петербургский депутат, один из инициаторов ужесточения закона о «наливайках» — ред.) о том, что непродуманные решения будут иметь негативные последствия для рынка. На наш взгляд, решение об определении площади в 50 кв. м выглядит непроработанным. Ведь законопроект совершенно не учитывает особенность инфраструктуры Петербурга, из-за чего под запрет попали бары, которые нельзя назвать нецивилизованными», — сообщила РБК Петербург Ирина Федорова, старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика».
В «Балтике» также считают, что с «наливайками» можно бороться и в рамках действующего законодательства. В частности, существуют САНПиНы, которые определяют «цивилизованный» общепит. Это наличие туалета, кухни, двух входов, столиков и т.д. Необходимо контролировать работу торговых точек и штрафовать за нарушения. Кроме того, федеральное ограничение распространяется на заведение площадью в 20 кв. м. В Петербурге этого может быть достаточно для того, чтобы лишить «наливайки» возможности продавать нелегальный алкоголь под видом бара и кафе. Также можно увеличить штрафы за незаконный оборот алкоголя. «Чем больше контроля и выше ответственность, тем больше вероятность того, что, опираясь на риск-ориентированный подход, получится точечно бороться с нелегалами, давая возможность добропорядочным предпринимателям продолжать свой бизнес», — считают в пивоваренной компании.
Бизнес просится в группу
В Законодательном собрании города, по всей видимости, готовы выслушать мнение рестораторов. Депутат Денис Четырбок, инициировавший поправки, недавно заявил в своем канале Telegram о создании рабочей группы, которая займется регулированием функционирования «авторских баров» (сам Четырбок ее и возглавит). «Одна из главных задач рабочей группы — выделить, обособить в правовом поле так называемые «авторские бары», определить, что это за заведения и по каким правилам они должны работать. Можно ли им предоставить какие-то преференции и, если да, при каких условиях? Первое и ключевое, что могу сказать со стопроцентной уверенностью — на такие заведения не должно быть жалоб местных жителей», — написал депутат.
После объявления о создании рабочей группы на электронную почту депутата поступило свыше 30 заявок от владельцев баров, кафе и ресторанов (в том числе, представителей «Союза независимых рестораторов»), экспертов в «сфере гостеприимства», общественных организаций и блогеров. Первое установочное заседание группы запланировано на четверг, 30 июля.
«У меня нет сомнений, что изначально все разговоры про рабочую группу — дымовая завеса вокруг подписания. Потому что просто подписать после поднятого шума было бы не комильфо. А если бы они хотели в действительности что-то менять, то следовало отклонять закон и направлять на доработку», — считает ресторатор Александр Зарайский.
В пресс-службе «Пивоваренной компании «Балтика» отметили, что ее представители были бы рады войти в состав рабочей группы, но пока приглашения не получили. «Мы готовы предоставить необходимую экспертизу для минимизации негативных последствий от вступления закона в силу. Однако уже сейчас можно утверждать, что ввести определение авторского бара в рамках полномочий региональных органов власти не представляется возможным. Интересно, каким будет правовое решение этой задачи. При запрете продажи алкоголя в заведении с определенной площадью невозможно будет на практике изъять его из «запрещенного» списка, опираясь на то, «хорошее это заведение или плохое». Запрет либо есть, либо его нет», — говорит Ирина Федорова. В компании отмечают, что сложности, которые возникнут у законопослушного бизнеса после вступления закона (в существующей редакции) в силу, гораздо масштабнее, чем проблема отдельно взятых «авторских баров.
Справка
Закон, запрещающий подачу алкогольных напитков в традиционных для города рюмочных, барах и других небольших заведениях, которые расположены в многоквартирных домах, был принят в Петербурге в середине прошлого месяца. В соответствии с документом (опубликован на сайте администрации Санкт-Петербурга) продажа алкоголя с 1 января 2021 года будет возможна только там, где для приема посетителей есть зал площадью не менее 50 кв. м.