Опасный симптом 2021 года: о чём говорит аномальная жара в Петербурге
Петербургское лето 2021 года может побить все температурные рекорды в истории метеонаблюдений. В июне несколько дней подряд Петербург ежедневно обновлял исторические максимумы — 19-23 июня стали самыми жаркими за последние 140 лет. 23 июня воздух прогрелся до абсолютного рекорда этого месяца — 35,9 градусов. Градусники показывали значения выше нормы на 7-12 градусов в течение более десяти дней. В итоге воды Невы, Ижоры и Финского залива прогрелись до температуры южных морей (до +26 градусов), чего раньше, по словам метеорологов, не случалось.
В последнюю неделю июля город вновь оказался во власти мощного антициклона. Если и август сохранит высокие температуры, то на европейской территории России 2021 год может стать самым жарким в истории, сместив с первого места лето 1972 года.
Почему жара — аномальная?
Ученые называют жару 2021 года аномалией. Причиной устойчивой высокой температуры в течение длительного периода стал так называемый в метеорологии блокинг. «Если на территории температура держится в течение 5 дней подряд на отметках от 5 градусов выше нормы и более, то считается, что пришла «волна тепла», — пояснила РБК Петербург климатолог отдела динамической метеорологии и климатологии Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Динара Фасолько. — Над территорией встает антициклон с большой массой, который не позволяет пройти маленьким циклонам. И пока эта ситуация сохраняется, стоит жара. Сегодня достаточно сложно предсказывать наступление таких «волн тепла» в отдельные годы, однако ученым очевидно одно — в условиях продолжающегося глобального потепления они будут все более частыми».
Климатолог из Института наук о Земле СПбГУ Наталья Лемешко пояснила РБК Петербург: «Температура выше 30 градусов в Петербурге наблюдалась в 9 случаях с 1886 по 2000 годы и в 17 случаях — с 2000 по 2021 годы. Из них два максимума приходятся на 2001 год, два — на 2006 год, пять — на 2010 год, три — на 2011 год. В этом году установлено уже пять суточных рекордов максимальной температуры воздуха», — рассказала Наталья Лемешко.
«В этом году установлено уже пять суточных рекордов максимальной температуры воздуха»
Особенность жарких периодов в 2021 году в том, что и ночью температура оставалась рекордно высокой, не давая воздуху и земле остыть. Если днем температура доходила до +33…+34, поверхности мостовых и стены зданий нагревались еще сильнее, то ночью она опускалась лишь до +23…+24. Роса не выпадала за короткие летние ночи, что тут же неблагоприятно сказалось на состоянии городской травы и растений.
Дожди и смерчи
Наталья Лемешко отметила, что такая аномальная жара — редкое явление. Но оно вполне вписывается в тренд последних лет. По данным петербургских климатологов, с 1980-х годов средняя годовая температура выросла на 1,5-2 градуса (в целом на планете +1). При этом основная доля температурных экстремумов приходится на последние годы. В регионе стали теплее и зимы: выпадает меньше снега, но больше оттепелей и дождей, растет температура воздуха и почвы. Петербуржцы могли заметить не только волны жары, но и увеличение доли нерасчетных ливневых осадков, градов, ветровых нагрузок, появление смерчей и ураганов.
Эксперт констатирует: природа из довольно комфортного стационарного состояния перешла в нестабильное, ее «капризы» становятся показательнее и сильнее. Волны тепла — лишь один из таких показателей изменения климата.
«Природа из довольно комфортного стационарного состояния перешла в нестабильное, ее «капризы» становятся показательнее»
«Высокие широты называют «кухней погоды», а при потеплении увеличение температуры воды северной Атлантики и Арктики привели к тому, что температура воздуха была выше на севере, чем на юге Европы. В Петербурге в 2021 произошло примерно то же самое, — поясняет Наталья Лемешко. — Всегда при потеплениях первыми это чувствовали на себе высокие широты. Вот они и дают нам такой отклик. Да еще полярные льды тают. Вода открыта от ледовых полей, она больше нагревается».
Прогноз на век
Как изменится климат в течение XXI века, сейчас просчитывают компьютеры на базе десятков моделей. Рост глобальной температуры к середине века по оптимистичному прогнозу составит +1…+2 градуса, по пессимистичному — +3…+4. По прогнозу Всемирной метеорологической организации, с 90-процентной вероятностью один год из пяти последующих будет теплее, чем 2021-й. Для петербуржцев станут привычнее аномально жаркие, сухие дни и теплые ночи, внезапные ливни, паводки и наводнения, дождливые зимы.
«Сам город должна защитить дамба, но в зоне риска — прибрежные территории»
«Трудно сегодня спрогнозировать наступление каждой в отдельности «волны тепла», — добавляет Динара Фасолько. — Но модельные прогнозы, которые были проведены в Геофизической обсерватории, подтверждают, что их повторяемость будет увеличиваться, к концу века их станет больше. Но не менее актуально для Петербурга и Ленобласти в долгосрочной перспективе повышение уровня мирового океана. Мы находимся сравнительно невысоко над этим уровнем. По прогнозным оценкам, вода на нашей территории в течение XXI века поднимется на один метр. Сам город должна защитить дамба, но в зоне риска — прибрежные территории».
Адаптация экономики
Принципиальное значение изменение климата имеет для экономики. В прошлом году в России был утвержден соответствующий национальный план адаптации экономики. В качестве отрицательных последствий ожидаемых изменений климата в нем называются угроза засух в одних регионах и наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других, повышение пожароопасности в лесах, нарушение экологического равновесия, распространение инфекционных и паразитарных заболеваний.
«По прогнозу Всемирной метеорологической организации, с 90-процентной вероятностью один год из пяти последующих будет теплее, чем 2021-й»
Петербург уже столкнулся с проблемами — городская ливневая канализация, спроектированная по старым нормам, сегодня зачастую не справляется с количеством осадков. За 20 минут дождей петербургская система может принимать до 7,2 мм осадков, однако количество нерасчетных дождей значительно выросло, их максимальная интенсивность достигала 28,8 мм за 20 минут — в итоге нагрузка на канализацию при сильных ливнях возросла втрое. «Водоканал Санкт-Петербурга» реализует план по модернизации ливневой канализации по 17 адресам, где чаще всего возникают подтопления. В частности, в прошлом году реконструировали трубопровод на перекрестке Рыбинской улицы и набережной Обводного канала, в канализационных колодцах установили оборудование, обеспечивающее автоматическое регулирование сточных вод в период выпадения нерасчетных осадков.
Средние показатели температур, количество атмосферных осадков, продолжительность периодов со снегом, летнего периода, когда температура воздуха выше 10 градусов, учитываются также в дорожном, жилищном строительстве, сельском хозяйстве, энергетике. Глобальные изменения влекут за собой пересмотр и этих норм.
Индивидуальный климат
Климатолог Наталья Лемешко обратила внимание на то, что аномальная жара 2021 показала, насколько город неприспособлен к погодным катаклизмам. Горожане ощутили нехватку зеленых зон, защищающих от палящего солнца; перегретые асфальт и бетон стали дополнительным источником тепла и повысили температуру в городе до +40…+50.
По ее словам, то, что адаптировать придется не только экономику, но и инфраструктуру больших городов, стало понятно после аномально жаркого лета еще в 2010 году. Тогда в столице, к примеру, в общественных пространствах стали больше использовать кондиционеры — в результате появились прохладные помещения, где можно укрыться от невыносимой жары. Наталья Лемешко считает необходимым увеличить количество фонтанов в Петербурге, которые бы создавали более комфортные условия и, в частности, создать систему питьевых фонтанов на улицах. Кроме того, в жаркую погоду важно ранним утром поливать газоны, цветники и мостовые.
«Горожане ощутили нехватку зеленых зон, защищающих от палящего солнца; перегретые асфальт и бетон стали дополнительным источником тепла»
«У нас огромное количество водоемов, каналов, рек, прудов, но купаться в них опасно для здоровья. Это тоже очень важно для адаптации города — следить, чтобы ни частники, ни организации не сбрасывали загрязненные стоки», — добавляет Лемешко. «Почему в городе так тяжело? Потому что при отсутствии зелени очень тяжело дышать выхлопными газами от автомобилей. Когда нет ветра, загрязнение атмосферы становится буквально осязаемым. Поэтому в перспективе в больших городах потребуется и сокращение количества автомобилей. Но к этому еще надо прийти — развивать городскую среду. Мы сейчас можем пересесть на велосипеды, но у нас же всегда крайности — выделенных дорожек для велосипедов недостаточно».
На тысячу лет вперед
Значительный вклад в ухудшение ситуации вносит сам человек. Арифметика здесь проста, объясняет Наталья Лемешко: «Углекислый газ живет 100 лет. То есть, если мы сейчас перейдем на костры, забудем про автомобили и перестанем использовать отопление, все равно газ, который мы уже выбросили, будет жить и создавать тот самый парниковый эффект. Метан живет в 5 раз меньше, но его парниковая активность, то есть, способность поглощать инфракрасную радиацию, в 25 раз выше. А малые газы вроде фреонов [их источники — аэрозоли и холодильные установки] — живут в атмосфере вообще тысячи лет, при этом их парниковая активность в тысячи раз выше, чем у углекислого газа, содержание в мировых выбросах оценивается в 2% по данным на 2015 год. Пока мы ничего с этим сделать не можем. Углекислый газ хорошо растворяет океан, но холодный океан, а его температура выросла — такая вот обратная связь. И, конечно, большую роль в поглощении углекислого газа играют растения. Просто если раньше биота поглощала столько углекислого газа, сколько производилось природой, то теперь мы нарушили этот углеродный баланс буквально на какие-то проценты, но уже можем оценить, какое это оказало существенное влияние на окружающую среду и социальную жизнь».