В Петербурге запустили медицинскую услугу нового поколения
«Лабоматы» позволяют пациенту отправить биоматериалы на исследование без участия медицинского персонала. Как рассказал генеральный директор «Хеликса» Юрий Андрейчук, в ближайших планах компании установить такие устройства в общедоступных местах в крупнейших городах России – в метро, на вокзалах, аэропортах, аптеках. Общие инвестиции в проект составляют порядка 5 млрд руб. Эксперты на рынке говорят, что у новой бизнес-модели есть не только перспективы, но и риски.
Как это работает
Новый сервис работает через мобильное приложение «Хеликса». Пациент через свой личный кабинет выбирает анализы, которые необходимо сдать, оплачивает заказ и получает QR-код. Далее клиент должен отсканировать код в ближайшем «Лабомате», после чего автомат выдаст ему коробку с контейнерами для сбора биоматериала. Пациент собирает биоматериал (например, мочу, кал, слюну) и самостоятельно опускает его в «Лабомат». Курьеры будут доставлять контейнеры из автоматов в лаборатории каждые два часа. Результаты анализа отображаются в мобильном приложении.
С помощью этого сервиса клиенты смогут сделать 1900 видов анализов (всего в каталоге «Хеликса» 3600 анализов). Как пояснил Юрий Андрейчук, анализы, для которых требуется помощь медсестры – например, взятие крови из вены, также можно будет сдать через «Лабомат», предварительно посетив процедурный кабинет. В таком случае, отмечает он, клиент сэкономит время на общении с администратором и заполнении документов.
«Люди попробовали заказывать лекарства дистанционно, и по нашему опыту мы видим, что клиенты готовы к новому формату взаимодействия в лабораторной диагностике. У лабораторной диагностики большой уровень автоматизации и роботизации. Поэтому и взаимодействие с клиентом можно сделать интереснее и технологичнее», - сказал Юрий Андрейчук на презентации нового сервиса. Он отметил, что новый проект компания позиционирует как «лоукостер» - автоматизация процесса позволяет сделать сдачу анализов в «Лабомат» на 30% дешевле чем традиционным путем.
Сдать анализ перед самолётом
Как рассказала заместитель гендиректора «Хеликса» Дарья Горякина, пока в Петербурге установлено 30 «Лабоматов», все они находятся в медцентрах компании. В пилотный этап проекта она вложила 80 млн руб. До конца 2023 года «Хеликс» планирует установить 320 «Лабоматов» в Москве и Петербурге, причём не только в своих центрах. Устройства должны появиться в зданиях аэропортов, на вокзалах, в банках, аптеках – сейчас «Хеликс» ведёт переговоры с потенциальными площадками. К 2025 году компания рассчитывает установить 3000 «Лабоматов», масштабировав проект на другие российские города.
По словам Горякиной, проект окупится за 3 года. По итогу 2023 года компания рассчитывает, что 30% анализов в «Хеликсе» в сегменте B2C будут сдаваться через «Лабоматы». Важным преимуществом нового сервиса представители «Хеликса» назвали бесконтактный способ сдачи анализов. Пациентам не придётся общаться с администратором медцентра и обсуждать детали заказа голосом.
Удобство vs привычка
Впрочем, некоторые игроки рынка считают, что пациенты пока не готовы к таким технологиям. По мнению директора по продажам группы компаний «Инвитро» Филиппа Сапронова, данный проект имеет и перспективы, и ограничения.
«Это интересное новое решение на отечественном рынке лабдиагностики. Мы также рассматривали несколько проектов из этой сферы, однако в текущей ситуации мы видим достаточно консервативные ожидания со стороны клиентов в части сохранения привычной логики сдачи анализов - важность личного контакта с сотрудником медофиса, консультаций, качество и комфорт медицинских манипуляций в процессе взятия биоматериала, а также контроль проб на этапе преаналитики», - сказал он РБК Петербург.
Повтор публикации от 23.08.2022