Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Россия выходит из Болонской системы: кого и как это коснётся

Какие изменения ждут отечественные вузы и почему это ограничит возможности студентов и преподавателей не только в России
Фото: PhotoXPress.ru
Фото: PhotoXPress.ru

Российская Федерация выйдет из Болонской системы высшего образования. Об этом 24 мая заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, — сказал Фальков в разговоре с изданием «Коммерсантъ». — Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».

Прежде всего, речь идёт об отказе от принятой двухуровневой системы подготовки в вузах (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры) и возвращении на специалитет (5-6 лет обучения). Новый перечень специальностей министерство подготовит к 2024 году.

Отказ от Болонской системы уже поддержал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский. РБК Петербург публикует мнение спикера парламента, которое он озвучил 25 мая во время разговора с журналистами, а также мнения экспертов в области высшего образования о том, что будет означать выход из Болонского процесса для российских студентов и преподавателей.


Александр Бельский, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

Россия выходит из Болонской системы: кого и как это коснётся

«Этот шаг правильно называют назревшим решением. Какие блага давала нашему образованию Болонская система, кроме возможного, всего лишь возможного, признания российских дипломов на Западе? Сейчас становится понятно, что эта тема для нас неактуальна. Поощрять утечку мозгов больше никто не собирается.

«Двухуровневая система со степенями бакалавра и магистра просто путала людей, в первую очередь, потенциальных работодателей».

А двухуровневая система со степенями бакалавра и магистра просто путала людей, в первую очередь, потенциальных работодателей. По программе специалитета студент получал полный курс знаний, необходимых в будущей профессии. А как оценить уровень знаний бакалавра? Насколько его учебная программа была урезана по сравнению с магистратурой? Нам нужны квалифицированные кадры во всех отраслях, и возвращение к подготовке специалистов — путь решения проблемы».


Алексей Железнов, научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге:

Россия выходит из Болонской системы: кого и как это коснётся

«В целом отказ от Болонской системы скажется негативно на образовании. Из тех заявлений, что сделал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, не совсем ясно, что подразумевается под отказом. Возможно, речь идёт о разрыве соглашений с европейскими вузами. Это напрямую повлияет на ключевой принцип Болонской системы — мобильность студентов, возможность обмена, когда учащийся мог на полгода-год уехать в вуз в другой стране без каких-либо экзаменов, пересдач и проблем для себя. Это позволяло не только российским студентам учиться в европейских вузах, но и иностранным студентам учиться в России. Это важный опыт — возможность окунуться в международную образовательную среду.

И надо понимать, что в этой системе были заинтересованы не только европейские или американские студенты и преподаватели, но также студенты и ученые из вполне себе дружественных и лояльных к России стран Африки, Азии и Латинской Америки. Поток таких студентов в десятках приличных российских вузов может стать меньше, потому что люди заинтересованы, чтобы это образование признавали в других странах, особенно если они вкладывают в обучение собственные деньги. В этом плане отказ РФ от Болонской системы коснется не только Европы, это шаг назад в обмене со всем миром.

«Надо понимать, что в этой системе были заинтересованы не только европейские или американские студенты и преподаватели, но также студенты и ученые из вполне себе дружественных и лояльных к России стран».

Кроме того, мы можем потерять уникальных междисциплинарных специалистов. И здесь как раз дело в отказе от трёхступенчатой системы образования: бакалавр — магистрант — аспирант. Конечно, и до вступления в Болонскую систему в России были магистранты, но чаще всего человек поступал в магистратуру после специалитета именно по своему направлению. Болонская система позволила получить бакалавру совершенно новую специальность, изменить своё изначальное направление обучения. Это другого рода мобильность — уже не между городами и странами, а между направлениями. Она серьёзно расширила возможности для появления междисциплинарных специалистов. Например, человек учился на физика, а магистратуру закончил по биологии. Или бакалавр журналистики стал магистром социологии. В итоге получился уникальный междисциплинарный специалист, который может придумать что-то интересное на стыке этих областей.

Есть и третья проблема, которая возникает при выходе из Болонской системы, если, конечно, это не формальность, а отказ от бакалавриата и магистратуры в пользу специалитета. Это необходимость переработки всех образовательных стандартов, которые очень долго разрабатывались и были окончательно приняты совсем недавно. Переход на новую систему дался тяжело. Радикальное перекраивание федеральных образовательных стандартов — большая проблема В этом случае на преподавателей вузов ляжет огромная нагрузка, и это окончательно подорвет образовательную систему».


Татьяна Павлова, начальник управления качества и развития образовательной экосистемы СЗИУ РАНХиГС:

Россия выходит из Болонской системы: кого и как это коснётся

«Отказ от Болонской системы сократит преимущества для трудоустройства с российскими дипломами за рубежом и с иностранными дипломами — в России. Они не будут признаваться автоматически. То есть, диплом придётся подтверждать. Это добавит неудобств и сложностей и для тех, кто захочет работать за рубежом, и для европейцев, которые планируют трудоустроиться в России. Второй момент — это так называемая академическая мобильность, то есть, возможность обучаться в зарубежных вузах, входящих в Болонскую систему.

Но я бы не рассматривала эту ситуацию однозначно отрицательно, а говорила бы о новых возможностях. О пройденном этапе не нужно жалеть, стоит оценить новые реалии и найти преимущества. Болонская система объединяет в основном европейские страны. Но какую часть территориально занимает Европа и весь остальной мир? Получение образовательного и научного опыта возможно не только в Европе. В принципе научный мир говорит на одном языке. В РАНХиГС, к примеру, есть тесные связи с азиатскими, восточными странами, и мы ориентированы не только на Запад, у нас широкая мобильность с Китаем, Малайзией, Индонезией, Таиландом. В восточных регионах тоже достаточно ёмкий рынок труда, поэтому и мобильность, и возможности трудоустройства за рубежом сохраняются, просто они переориентируются на другие направления.

Кроме того, я считаю, что самое время создавать приемлемые условия для трудоустройства ведущих специалистов внутри страны. У нас тоже есть возможности для развития технологий, экономики — давайте оставаться в России и развивать её.

«Самое время создавать приемлемые условия для трудоустройства ведущих специалистов внутри страны. У нас тоже есть возможности для развития технологий, экономики».

Что касается самой системы высшего образования, то я не думаю, что её ждут кардинальные изменения. Все вузовские программы разработаны на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) РФ. Их никто не отменял. В них нет существенной привязки к Болонскому процессу. Нет точного понимания, что имел в виду министр Валерий Фальков, говоря о «возрождении уникального российского образования». Безусловно, в России было фундаментальное академическое образование, оно не имело узкой направленности. Нельзя сказать, что мы потеряли уникальность лишь из-за Болонской системы. На образование влияет множество других факторов. Мне бы не хотелось сейчас возвращения специалитета. Двухуровневая система бакалавриата и магистратуры — это удобный вариант для получения второго или дополнительного высшего образования, а также для смены образовательного направления. Эта система действительно даёт широкие возможности получать два высших образования за более короткий срок. В принципе подходы к качеству образования, которые определяла Болонская система — это хорошая наработка; и отказываться от неё не следует, как и от принципов качественного образования, стандартов по определённым специальностям, мобильности, пусть даже и внутри Российской Федерации. Всё хорошее нужно попытаться сохранить и развивать».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Болонская система

Болонская система в настоящее время действует в 49 странах. Одной из её главных целей является расширение мобильности студентов и преподавателей и доступа к европейскому высшему образованию. Система подразумевает унификацию образования, чтобы получаемые студентами дипломы и научные степени были легко сопоставимы и имели силу в большинстве стран-участниц. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Одним из главных отличий системы подготовки в европейских вузах является отсутствие степени специалиста, что явилось проблемой при интеграции России в Болонский процесс. Официально бакалавриат и магистратура были введены в систему высшего образования РФ в 2007 году. До сих пор не все российские вузы перешли на двухуровневую систему обучения и продолжают подготовку по программе специалитета, многие не выдают приложения европейского образца к дипломам.

Подготовила: Юлия Воробьева

Повтор публикации от 25.05.2022

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Каким будет ИТ будущегоРБК и Corpsoft24, 11:22
Экипаж найденного на Камчатке самолета Ан-2 госпитализировалиОбщество, 11:16
Путин заявил, что у России не пропадало желание взаимодействовать с СШАПолитика, 10:55
Путин напомнил о «нулевой мировой войне»Политика, 10:41
Время, дети, авто: три совета от бизнесменов, как организовать отдыхРБК и Wey, 10:33
Сколько заработали Усик и Фьюри на боксерском реваншеСпорт, 10:26
Власти назвали вероятную причину аварии Ан-2 на КамчаткеОбщество, 10:13
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Объекты на курортах подорожали на 300% за 7 лет. Как на них влияет ставкаPro, 10:09
«Это безумие». Что говорят о победе Усика над Фьюри в чемпионском боюСпорт, 10:07
Что такое ДСЖ и как будет работать в РоссииИнвестиции, 10:00
Как разморозить пенсионные накопленияРБК и ВТБ, 09:50
Губернатор Орловской области рассказал о последствиях ночной атаки дроновПолитика, 09:49
У арестованного экс-замминистра обороны нашли коллекцию ретроавтомобилейПолитика, 09:42
В Магдебурге арестовали мужчину, наехавшего на людей на ярмаркеОбщество, 09:23