«На второй день они начали пить»: девелоперы не нашли замену мигрантам
![Фото: Артеменков Александр/PhotoXPress.ru](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/55/756119168063556.jpg)
Петербургские застройщики ищут способы ввоза мигрантов на свои стройки, так как не могут самостоятельно решить проблему с дефицитом рабочих. Как рассказал РБК Петербург президент «ЛенОблСоюзСтрой» Руслан Юсупов, сегодня в регионе есть проекты, которые приостановлены, потому что «некому строить». «Последние несколько недель мне каждый день звонят партнеры, знакомые и даже представители государственных учреждений с вопросом, не знаю ли я, где можно «добыть» рабочих? Приходится отвечать, что пока ничем помочь не могу — людей физически нет», — говорит он.
Как сообщал ранее вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, до 1,5 млн трудовых мигрантов, работавших на российских стройках, уехали домой и не вернулись в страну из-за пандемии. Значительной доли гастарбайтеров не досчитался и Петербург. По данным совместного исследования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, общее количество иностранных трудовых мигрантов, включая работников из стран ЕАЭС, в 2020 году упало до 280 тыс. В 2019 году их численность составила 385 тыс. Например, один из крупнейших застройщиков региона, Setl Group, оценил нехватку рабочей силы совокупно у всех своих подрядных организаций в 3 тысяч человек.
Как уже сообщал РБК Петербург, отток мигрантов, занятых на городских стройплощадках, составил 35-40%; а оставшиеся в регионе рабочие подняли расценки на свой труд примерно на треть.
Россияне не идут на стройку
По оценкам главы «ЛенОблСоюзСтроя», на рынке ощущается нехватка многих рабочих специальностей: каменщиков, стропальщиков, арматурщиков, монолитчиков. «Это тяжелый физический труд на свежем воздухе в любую погоду, в дождь, снег, ветер и холод. Несмотря на то, что он оплачивается вполне достойно, наши соотечественники не идут на стройку работать», — констатирует он. Попытки привозить рабочих из российской глубинки, где ниже уровень жизни и мало вакансий, закончились провалом. «На второй день они начали пить, а на третий сбежали с инструментом», — поделился печальным опытом Руслан Юсупов.
Разработанный в середине января 2021 года Минстроем упрощенный порядок ввоза трудовых мигрантов по заявкам девелоперов (строительные компании берут на себя расходы, связанные с со сбором документов, проездом к месту работы, тестированием на коронавирус, проживанием и пр.) в регионе пока не заработал, говорят участники рынка.
Составляем списки
Заместитель председателя правительства Ленинградской области Михаил Москвин заявил, что чиновники ведут переговоры с застройщиками о подаче заявок в Минстрой в специальную комиссию по ввозу в Россию зарубежной рабочей силы для строительной отрасли. «Поскольку многие компании работают и на территории Петербурга, и на территории Ленобласти, а патенты для мигрантов нужно оформлять на один субъект федерации, важно правильно рассчитать потребности для каждого региона. Сейчас отрабатываем эти цифры с основными крупными застройщиками», — сообщил Михаил Москвин.
К решению проблем с возом мигрантов девелоперы намерены подключить и чиновников Смольного. «Проблема нехватки рабочей силы в отрасли, действительно, есть. Поэтому в данный момент мы готовим письмо в комитет по внешним связям, где ходатайствуем за наших подрядчиков о снижении барьеров для въезда мигрантов», — рассказал РБК Петербург генеральный директор Setl City Илья Еременко.