Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
3 822 

«Будет сложнее»: глава комитета Смольного — о промышленности в Петербурге

Глава КППиТ Александр Ситов
Глава КППиТ Александр Ситов (Фото: пресс-служба комитета)

В начале 2025 года промышленность Санкт-Петербурга замедлила рост по сравнению с прошлогодними рекордными показателями. Индекс промышленного производства в городе в январе вырос на 2,8% по сравнению с 10,9% в декабре и 8,2% в январе прошлого года, следует из данных Петростата.

О перспективах важнейшего сегмента городской экономики РБК Петербург поговорил с врио председателя городского Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александром Ситовым.

— В 2024 году запустились две новые площадки особой экономической зоны (ОЭЗ) «Санкт-Петербург»: Шушары и Парнас. Какие прогнозы по заполнению инвесторами этих площадок?

— Площадка «Парнас» уже заполнена, есть заявки на всю территорию. Формально свободным там остался всего один гектар. За два ближайших года «Парнас» начнет работать почти в полном объеме. Один из самых крупных участков там занимает завод по производству арматуры «Знамя труда». Потенциально там, возможно, будет новый завод АО «Балтийская промышленная компания». Общий объем инвестиций в площадку планируем объявить на Петербургском международном экономическом форуме в этом году.

Завершается этап проектирования кластера беспилотных авиационных систем на площадке «Новоорловская». Через несколько месяцев начнем стройку. Полностью готовый научно-производственный центр испытаний и компетенций в области развития беспилотных авиационных систем (НПЦ БАС) откроется в 2026 году. Сейчас в кластер входят уже 54 предприятия. Мы рассчитываем, что к моменту открытия количество предприятий вырастет. Хотя уже сегодня мы отмечаем, что почти треть от всех беспилотных летательных средств, которые производятся в России, выпускаются в Петербурге.

Также мы подали заявку на третью зону. Это наш IT-парк рядом с метро Дыбенко. Зона небольшая, в первой части застройки это будет около 10 гектаров, в общей сложности — не будет превышать 20 гектаров. Но город планирует размещать там максимально наукоемкие производства. Идея заключается в нескольких высоких зданиях, в которых на разных этажах будут располагаться различные опытные производства и производства мелкосерийного типа. Это будет высокотехнологичный технопарк.

— Не лучшая ли это площадка для разработок в области микроэлектроники? Сейчас это же одна из самых востребованных областей.

— Пока мы ведем только предварительные переговоры. Планы есть, инвесторы присматриваются к открытию площадки. Сейчас в городе, к сожалению, производства микроэлектроники в части микрочипов нет.

— Как бы вы оценили расстановку сил в автомобильном кластере Петербурга? Не так давно мы были одной из автомобильных столиц России, а сейчас ситуация с некоторыми заводами не проясняется уже больше года.

— Мы видим бурный рост автомобильного производства. Понятно, что он связан с той низкой базой, которая возникла несколько лет назад. Сейчас рост, естественно, один из мощнейших, если смотреть в процентном соотношении, но рынок еще не насыщен. Идет перезапуск производств, автокластер Петербурга развивается. Заводы работают, пусть пока и не на своей пиковой мощности, но они постепенно набирают обороты. Петербург останется одним из основных регионов РФ по выпуску продукции как готовых автомобилей, так и продукции смежных поставщиков автокомпонентов. В период от 1 до 3 лет заводы вернутся на пиковые мощности.

— По поводу автокомпонентов: в 2024 году участники рынка рассказывали, что после 2022 года и введения санкций около 40−50% производителей автокомпонентов в Петербурге и Ленобласти или свернули деятельность, или «заморозились» до лучших времен. Планирует ли Комитет оказывать дополнительную помощь производителям автокомпонентов в таких условиях?

— Действительно, были сложности. Сейчас существующие кооперационные цепочки уже запущены, часть линеек выстроилась. Производители либо «разморозились», либо находятся в процессе трансформации под новые линейки. Под новые платформы и модели выстраивается новая автокомпонентная база. В 2025 году эту трансформация, наверное, завершится, и мы сможем говорить о каких-то долгосрочных перспективах в ряде моделей. Поэтому, отталкиваясь от нужд уже конечного автопроизводителя, мы будем помогать им выстраивать цепочки и возобновлять производство тех автокомпонентов, которые будут требоваться в актуальной цепочке кооперации.

— Нет ли подробностей по запуску производства автомобилей Aurus на бывшем заводе Toyota в Шушарах? И точно ли Aurus будут собирать на этом производстве?

— Пока нет никакой даты по запуску автомобиля Aurus на базе производства Toyota, такой информацией мы не обладаем. Более того, есть разные видения этого проекта. Как только он будет сформирован и готов к открытию, мы будем об этом заявлять. Возможно, это будет Aurus, возможно, что-то другое.

— Насколько на фоне санкций усложнилась ситуация для судостроительной отрасли? Удается ли справляться с вызовами?

— Санкции, как минимум, усложнили кооперационные цепочки. Сейчас судоремонтные и судостроительные предприятия Петербурга имеют достаточно высокую загрузку, которая уже рассчитана на годы вперед. К этому относимся позитивно, потому что загрузка — это важно. Это рынок сбыта, и он обеспечен. Да, где-то цепочки стали достаточно сложные в части поставок, но в целом производители судов в городе эти сложности преодолевают. На «Северной верфи» строится новый эллинг, новый плавучий док. На других верфях идет постоянное строительство и модернизация, то есть этот процесс не остановлен.

К тому же мы создаем в Петербурге судостроительный кластер в полном понимании. Хотим придать ему статус промышленного кластера, что позволит получать дополнительные меры поддержки на федеральном уровне. Планируем разработать программу взаимодействия внутри этого кластера между научными центрами, испытательными центрами и той морской наукой, которой в городе много — это и Петербургский Государственный Морской Технический Университет, и Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, и другие университеты. Здесь без Объединенной судостроительной корпорации мы не можем шагнуть вперед.

— Не только судостроение, но и многие другие предприятия работают сейчас на пике возможностей, буквально в три смены. Не боитесь, что в будущем это приведет к снижению объемов производства?

— Такой прогноз возможен. По состоянию на начало 2025 года мы не видим признаков подобного сценария. Если говорить о долгосрочном периоде, то, конечно же, и мы, и Минпромторг России готовимся к таким вызовам. Предприятия в фоновом режиме начинают думать о том, какие виды продукции могли бы дополнить их линейку в случае уменьшения основного заказа.

— При большой нагрузке предприятий помогли бы роботы. Планируется ли запуск в Петербурге производства роботов для промышленности или другие подобные разработки? Если да, то когда?

— В городе появляются предприятия, которые уже разрабатывают и запускают в серийное производство роботизированные системы и комплексы. Растет число предприятий, внедряющих роботов в производственные процессы. По экспертным оценкам в Санкт-Петербурге более 100 промышленных предприятий нуждаются в модернизации производственных линий в части установки роботизированных систем. Для ускорения процесса с этого года мы запустили новую программу льготного финансирования от нашего Фонда развития промышленности по роботизации промышленности. Планируем просубсидировать в этом году затраты предприятий на внедрение отечественных роботизированных систем.

— С какими финансовыми результатами закончился 2024 год для обрабатывающей промышленности? Выросла ли прибыль или речь идет про убытки?

— Индекс промышленного производства в обрабатывающей промышленности по итогам года составил более 114%, это высокий рост. У всех предприятий уникальная ситуация. Мы отмечаем, что в прошлом году объем инвестиций в обрабатывающую промышленность не упал, несмотря на все сложности.

— Это правда, в 2023-2024 годах город показал внушительный рост промышленного производства. Поделитесь прогнозами на этот год? Какие отрасли могут стать такими драйверами роста?

— Судостроение, радиоэлектроника, беспилотные системы, фармацевтическая промышленность. Но 2025 год все-таки будет чуть сложнее для роста промышленности. У нас идет перезапуск национальных проектов, поэтому мы рассчитываем на активные инвестиции, особенно в предприятия, которые производят средства труда, станки, оборудование, роботы. Роботизация тоже будет являться драйвером модернизации существующих производств.

Лента новостей
Forbes назвал Маска богатейшим человеком мира с состоянием в $324 млрдБизнес, 16:24
Состояние богатейших россиян с начала года выросло на $11,6 млрдИнвестиции, 16:21
Челябинский депутат и директор завода погиб из-за случайного выстрелаОбщество, 16:20
Пожилую женщину спасли из-под завалов спустя 91 час после землетрясенияОбщество, 16:17
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбратьРБК и ПИК, 16:12
Соосновательница крупной винодельни в США попала в новый рейтинг ForbesВино, 16:06
Военная операция на Украине. ГлавноеПолитика, 16:01
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Карпин рассказал, что его держит в сборной РоссииСпорт, 15:56
Несовершеннолетнего сына Кадырова назначили куратором МВД по ЧечнеОбщество, 15:54
Сеть ресторанов Hooters объявила о банкротстве в СШАВино, 15:50
Путин назначил губернаторам зарплаты, как у вице-премьеров правительстваПолитика, 15:50
Путин обсудил с Совбезом ситуацию с мораторием на удары по энергетикеПолитика, 15:49
Дума приняла в первом чтении поправки в закон о выборахПолитика, 15:38
Как использовать генеративный искусственный интеллект в бизнесе. КейсыРБК и GigaChat, 15:37