В Ленобласти не будут строить новые терминалы по перевалке удобрений
Ленобласть намерена ограничить строительство в регионе новых терминалов по перевалке минеральных удобрений. Вместо этого власти региона призывают активнее использовать действующие мощности. Как поясняют эксперты РБК Петербург, таким образом чиновники рассчитывают повысить окупаемость уже работающих комплексов. Это становится важным с учетом снижения мировых цен на минеральные удобрения.
Мощностей достаточно
На минувшей неделе губернатор Ленобласти Александр Дрозденко во время посещения строящегося терминала по перевалке удобрений компании «Ультрамар» заявил, что подобных мощностей в регионе достаточно. «Мы решаем вопрос отгрузки удобрений через «одно окно». Не нужно больше выделять участки на побережье, этого достаточно для крупнейших производителей. Проект позволяет проводить всю экспортную перевалку удобрений в российских портах», — цитирует слова Александра Дрозденко его пресс-служба.
В настоящее время все работающие в Ленобласти терминалы минеральных удобрений переваливают около 4 млн т продукции в год. Среди действующих объектов — ООО «Смарт Балк Терминал», принадлежащий «Ультрамару» и «Фосагро», а также «Европейский серный терминал», который обрабатывает грузы для компании «Акрон» (около 2,5 млн т продукции в год). Оба объекта находятся в Усть-Луге. Кроме того, минеральные удобрения переваливает ООО «Порт Логистик» в Выборге.
С вводом в эксплуатацию строящихся комплексов мощности в регионе увеличатся более чем втрое. Так, сейчас «Ультрамар» совместно с «Уралхимом» строит терминал в Лужской губе мощностью 12 млн т в год. Кроме того, в Усть-Луге планирует построить терминал компания «ЕвроХим». Руководство компании ранее заявляло, что новый комплекс по перевалке нужен в связи с увеличением производства удобрений в Ленобласти. Напомним, в прошлом году «Еврохим» запустил первую очередь нового аммиачного завода в Кингисеппском районе и тогда же заявил о планах по строительству второй очереди завода.
Спорная инициатива
Эксперты и участники рынка по-разному оценивают планы правительства Ленобласти ограничить производителей в строительстве терминалов.
«В российском Балтийском морском бассейне — острый дефицит специализированных глубоководных терминалов для перевалки минудобрений. Более трети российской продукции (порядка 8 млн тонн в год), экспортируемой морским транспортом, перегружается в портах сопредельных государств Балтии, — говорит Виталий Чернов, главный редактор ИАА «Портньюс». — Необходимо строительство новых специализированных терминалов в Ленобласти. Они должны быть качественно спроектированы, как с точки зрения наилучших доступных технологий, так и с точки зрения логистической обеспеченности и наличия подтвержденной грузовой базы».
Начальник аналитического отдела УК ЛМС Дмитрий Кумановский считает намерения областного правительства не увеличивать число новых терминалов логичным. «Государство хочет повысить окупаемость действующих и строящихся комплексов и стимулировать производителей переваливать удобрения не через новые собственные терминалы, а через имеющиеся мощности. Это желание властей вполне понятно с учетом того, что тарифы на перевалку снизились вслед за снижением цен на минеральные удобрения на мировом рынке», — поясняет аналитик. Действующие и стоящиеся терминалы смогут в таких условиях заработать не за счет высоких тарифов, а за счет увеличения объема перевалки, полагает Дмитрий Кумановский.