Таможенникам разрешили тормозить машины на дорогах Петербурга
Федеральная таможенная служба (ФТС) начала останавливать и проверять фуры с импортными грузами на дорогах Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей.
Право имели, но не могли
Такое право ФТС получила еще в 2017 году, когда в статью 261 закона «О таможенном регулировании в РФ» были внесены соответствующие изменения. Однако, как сообщил РБК Петербург заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) — начальник службы Максим Мамчур, на практике такие проверки до недавнего времени не проводились, поскольку не был готов весь необходимый набор подзаконных актов. Не было самого главного — положения ПДД, обязывающего водителей фур подчиняться требованию сотрудников ФТС и останавливать транспорт на дорогах общего пользования. Кроме того, необходимо было внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушения, в ГОСТы по дорожным знакам и др. К тому же, Петербург и Ленобласть не числились в перечне 22 регионов, на которые распространялось этот новшество. Из регионов СЗФО в перечне была только Псковская область.
За прошедшие полтора года необходимые подзаконные акты были приняты. В конце 2018 года Петербург и Ленобласть были включены в перечень регионов, где ФТС разрешалось проводить проверки. 15 марта 2019 года начала применяться форма соответствующего акта об остановке транспортных средств — и теперь ничего уже не мешает ФТС осуществлять проверки. На практике, по словам Максима Мамчура, они начались с апреля, при этом на первых порах сотрудники ФТС работают вместе с сотрудниками ГИБДД. «Чтобы наши сотрудники обучились методикам и наработкам коллег», — поясняет он.
В мировом тренде
По словам Максима Мамчура, это новшество введено в рамках глобального преобразования ФТС, направленного на снижение административных барьеров для бизнеса и упрощения административных процедур контроля. В частности, упрощаются и ускоряются процедуры таможенного контроля на границе, «до выпуска товаров» (автоматизируется процесс подачи и регистрации таможенных деклараций), и основной контроль переносится в стадию «после выпуска» — когда товар уже ввезен в РФ и свободно перемещается по его территории. «ФТС совместно с налоговыми органами создает систему «прослеживаемости» импортного товара от момента его ввоза до получения конечным потребителем. При этом таможенный контроль может происходить во время перевозки товара потребителю, в ходе его торгового обращения на объектах торговли, складирования, — поясняет Максим Мамчур. — Это всемирная практика, подобный контроль осуществляется на территории Евросоюза, в ряде стран Азии. Так что ничего нового мы не изобрели. Россия как член Всемирной таможенной организации развивает свою таможенную службу в соответствии с мировыми трендами».
Как пояснил заместитель начальника службы таможенного контроля после выпуска товаров СЗТУ — начальник отдела взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами Георгий Минкин, начинающийся таможенный контроль на российских дорогах основан на практике работы мобильных групп ФТС, задачами которых является выявление санкционных товаров, ввозимых главным образом из Белоруссии. Эти группы ранее работали вместе с Пограничной службой ФСБ России, ГИБДД и Ространснадзором вблизи границы с Белоруссией. Теперь сотрудники ФТС могут еще и самостоятельно проверять грузовые фуры на дорогах Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей, а вместе с ГИБДД — на дорогах всех регионов РФ.
Остановка по требованию
Новые правила, по словам Георгия Минкина, обязывают водителя по сигналу сотрудника ФТС остановить машину и по его требованию открыть грузовой отсек машины, предъявить товары и документы на них для проведения таможенного контроля. «Если товар имеет российское происхождение и не вызывает подозрения, то на этом процедура завершается, — говорит Георгий Минкин. — Определить это не сложно, поскольку большинство товаров маркируются, на груз необходимо иметь комплект сопроводительных документов». Он замечает, что само транспортное средство также может быть объектом таможенного контроля, если, например, оно находится на территории РФ под процедурой временного ввоза. После завершения проверки сотрудник ФТС должен вручить водителю акт, свидетельствующий об остановке машины и о проведенной проверке.
Вся процедура проверки на дороге не может превышать двух часов. Но если сотрудник ФТС устанавливает риск нарушения закона, может быть принято решение о проведении таможенного досмотра или о возбуждении дела об административном правонарушении. В этих случаях грузовик задерживается и отправляется на специальную площадку (например, на склад временного хранения), оборудованную техникой для погрузки/выгрузки и взвешивания. В этом случае двухчасовой лимит задержки фуры действовать перестает.
Опрошенные РБК Петербург представители грузоперевозочного бизнеса (в частности, АСМАП и НП «Грузавтотранс») пока с такими проверками не сталкивались.