Новая работа и другая зарплата: как петербуржцы меняют специальность
Пандемия коронавируса серьезно ужесточила ситуацию на рынке труда. Ограничения работы компаний заметно ухудшили их экономику: многим пришлось закрыться, а тем, что остались, приходится активнее снижать издержки — в том числе, за счет оптимизации численности персонала. При этом в первую очередь увольняют сотрудников, без функций которых компания может обойтись — либо переложив их на других, либо автоматизировав. В результате безработица в России увеличилась.
В то же время, в некоторых отраслях потребность в рабочей силе благодаря пандемии, наоборот, заметно увеличилась. Однако удовлетворить ее уволенными не получается, поскольку они не обладают нужной квалификацией. В результате резко возросла потребность в переобучении.
Ликвидировать разрыв между дефицитом одних компетенций и избытком других призван национальный проект «Демография», предусматривающий, помимо прочего, широкомасштабное дополнительное профессиональное образование (ДПО) в рамках «Программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан». На прошедшем недавно V Санкт-Петербургском международном Форуме труда участники этой программы в ходе трека Lifelong learning обсуждали связанные с ней проблемы.
Как это работает
В программе ДПО, рассчитанной на переподготовку с целью трудоустройства или открытия собственного дела около 170 тысяч человек, участвует более 80 вузов из 65 регионов России. Координируют процесс с 2021 года три федеральных оператора: РАНХиГС, Томский государственный университет и автономная некоммерческая организация «Агентство развития профессионального мастерства» («Ворлдскиллз Россия» — представляет Россию в международной организации WorldSkills International (WSI). В 2021 году на программу ДПО выделено свыше 3 млрд рублей.
В Петербурге интегратором и агрегатором всех образовательных программ по линии ДПО является Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга (государственная структура, создана в рамках нацпроекта образования и федерального проекта «Молодые профессионалы»).
По данным директора этого центра Ольги Коротеевой, за два первых месяца работы в конце прошлого года обучение прошли 3253 слушателей. «Это было очень сложно, программы по 50 компетенциям длились 144 часа. Это и рабочие профессии, и компетенции в сфере IT, и достаточно высокотехнологичные компетенции. В реализации программ участвовали 26 центров обучения, 6 представляли собой частные образовательные организации, — рассказала она. — Для нас очень важно, что частный сектор приходит к нам и реализует эти программы. По результатам рекламы программы мы получили более 10 тысяч заявок и у нас 5 тысяч в резерве — на федеральную программу содействия занятости, с акцентом на региональные потребности». По ее словам, трудоустроено было 50% прошедших обучение.
Отметим, что, по данным Комитета по труду Петербурга на 25 мая 2021 года, всего в городе обучение проходят 2184 человека. Планируется, что в 2021 году пройдут обучение 3840 безработных граждан и 300 женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до 3 лет. Больше всего направлений на обучение с начала текущего года выдано по специальностям «Специалист по работе в 1С» (116), «Интернет-маркетинг» (84), «Деловой английский язык» (78), «Бухгалтерский учет и налогообложение» (70). Уже трудоустроено в 2021 году 1468 обученных. Сейчас работодателей больше всего интересуют (наибольший спрос): менеджер, кассир, оператор почтовой связи, инженер-технолог, каменщик, водитель автомобиля, продавец, кассир, медицинский лабораторный техник, врач.
В 2020 году количество безработных, обученных по разным программам, составило 3318 человек. Из них: 1 023 работника по программе опережающего обучения; 1 762 человека по программе профобучения по стандартам Worldskills, пострадавших от экономических последствий COVID-19; 960 женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста; 2156 человек в возрасте 50+.
Переучивать полстраны
Как показало специальное исследование ВЦИОМ, объем работы для системы ДПО огромный — оказалось, что полстраны не имеет актуальной востребованной профессии.
Только 51% опрошенных ВЦИОМ работает по специальности, а 47% — нет. 28% россиян вообще никогда не работали по специальности. Среди причин, названных респондентами, генеральный директор фонда ВЦИОМ Константин Абрамов выделил основные: «Нет работы, мало работы, невозможно устроиться по специальности — 30%. Больше зарплата в другом месте, где специальность не пригодилась — 24%. Больше нравится другая специальность — 20%. Без опыта не берут по специальности — 6%. Не устраивают условия труда — 6%». Первые две причины указывают на то, что система профессиональной подготовки не адекватна потребностям экономики — в более чем половине случаев полученная россиянами квалификация рынкам фактически не нужна. Впрочем, эта проблема давно известна и активно обсуждается в России.
Константин Абрамов обратил внимание на одно обстоятельство: лишь 37% работающих не по специальности проходили курсы по переподготовке. То есть, порядка 60% работающих не по специальности вообще не имеют никакого профессионального образования. И это при том, отмечали участники дискуссии, что даже хорошие учебные курсы в целом ряде случаев (например, в IT) не могут дать квалификацию нужного рынку уровня и на это способно только полноценное вузовское образование.
Впрочем, отмечает Константин Абрамов, 72% россиян согласны с тем, что необходимо осваивать новые навыки, а каждый третий планирует чему-то научиться за год. «Это радует, это позитивная повестка. Понимаем, какой прекрасный рынок, большой объем для переподготовки», — резюмирует эксперт.
Зачем учиться, если есть пособие?
Однако у системы переподготовки есть свои трудноразрешимые проблемы. Одна, по словам участников дискуссии, связана с тем, что значительная часть безработных, ставших клиентами системы ДПО, заинтересованы не в получении требуемой рынком квалификации, а в самом процессе обучения. Они учатся, чтобы продлить период получения пособия, и не более того. «Это люди, которых часто называют профессиональными безработными, которые на самом деле не собираются трудоустраиваться», — говорит Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета.
Впрочем, ректор негосударственного университета «Синергия» Артем Васильев обратил внимание на одну из причин появления профессиональных безработных, с которой он столкнулся в прошлом году: «Когда в ходе реализации программы помощи потерявшим работу в период коронакризиса мы начинали людей трудоустраивать на работу, оказалось, что в ряде регионов пособие, которое им давало государство в рамках антиковидных мер, было больше, чем зарплата, которую предлагают работодатели в некоторых отраслях». Впрочем, возможно, что это дефект самой системы ДПО, которая готовит специалистов по маловостребованным и потому низкооплачиваемым профессиям.
Учат невостребованным профессиям
Этот дефект системы ДПО эксперты признают и объясняют устаревшими государственными стандартами в сфере образования. «В рамках сегодняшнего национального проекта важный показатель — это трудоустройство. Мало того, что надо научить, надо еще трудоустроить того, кого мы научим. Нацпроект требует трудоустройства 75% прошедших обучение граждан. Но в России сегодня любому работодателю нужна корочка, нужен диплом. А мы можем учить только по профессиям, утверждённым совместным приказом Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения. В приказе есть список профессий. Но там нет ни одной профессии сегодняшнего дня — ни моушн-дизайнера, ни интернет-маркетолога и т.д., — утверждает Артем Васильев. — Мы переобучаем людей по списку несовременных профессий. Например, некоторые вузы готовят кадровиков. Ну куда нам столько кадровиков? Куда они работать пойдут?».
Участники дискуссии отмечали, что эта проблема является следствием общего дефекта системы образования в России. «Какова сейчас ситуация с базовыми образовательными стандартами? , — задает риторический вопрос Константин Абрамов и сам же отвечает. — Мы ввели один стандарт, а через 5 лет он устарел, стал неактуален». В результате, отмечали участники дискуссии, система ДПО, как и обычное образование, продолжает в значительной степени обучать россиян устаревшим и уже невостребованным экономикой профессиям.
Систему можно модернизировать
Для исправления системных, принципиальных дефектов российского образования нужно время, но кое-что можно улучшить уже сейчас, по крайней мере в системе ДПО, считают участники дискуссии.
Эдуард Галажинский в связи с этим обозначает четыре ключевых шага по реконструкции системы профобразования, призванные сделать программы конкурентоспособными и реально способствующими трудоустройству граждан.
«Первый — это новый педагогический дизайн. Это модульность и сборка вариативного контента под задачи и возможность гибкой трансформации программы. То есть, одна и та же программа ДПО может гибко варьироваться под потребности конкретного работодателями и модульно пересобираться», — объясняет Эдуард Галажинский. Вторым шагом он называет создание сетевых программ ДПО. «В сеть загружается общий модуль высокого качества и дальше он достраивается под задачи регионального рынка труда. На территории обязательна стажировка и итоговая аттестация с работодателям. Эта идеология реализуется по 6 направлениям в рамках 40 программ, на которые уже записалось несколько тысяч граждан», — говорит эксперт. Также он указывает на важность создания современной программно-аппаратной среды и федерального маркетплэйса, «который позволяет очень гибко ранжировать, рейтинговать контент и решить вечную проблему обновления контента, потому что он быстро устаревает. «За счет постоянной обратной связи мы получаем возможность его обновлять», — считает Эдуард Галажинский.
По его словам, создана система, позволяющая реализовать рекрутинг по цифровым следам россиян. «Мы анализируем миллионы аккаунтов наших безработных и тех, кто думает о смене работы. Умеем находить их по семантике их предпочтений и намерений и делаем им адекватные предложения», — утверждает Эдуард Галажинский.
Артем Васильев добавляет: «Нужно переходить на обучение микроквалификациям. Такие программы уже есть в Европе и заложены в европейских программах развития образования до 2030 года, есть в американских программах, в азиатских, Сингапур уже их ввел».
Главные задачи
Модернизированная система профобразования должна, помимо прочего, решить несколько важнейших задач, считают участники дискуссии. Во-первых, повысить консолидацию усилий операторов системы ДПО. «Сейчас программ много и нужно сделать их более удобными, облегчить восприятие имеющихся возможностей для потребителей программ», — уточнил задачу Эдуард Галажинский.
Второй задачей эксперты называют необходимость преодолеть патерналистские установки граждан при выборе профессии. «У нас культура такая, в целом больше патерналистская. Люди редко задумываются о собственном выборе, собственной ответственности, стремятся переложить ответственность за свой выбор и свое решение на плечи государства, консультантов», — сетует Эдуард Галажинский.
Третья — развитие самозанятости. «По разным исследованиям получается, что к 2024 году количество самозанятых в мире превысит количество работающих. Тренд рынка труда идет в эту сторону. И это опять про собственный выбор, про ответственность, про самостоятельность», — говорит Эдуард Галажинский.
Самозанятость — новейший тренд
Вот эту, третью, задачу университет «Синергия», по словам его ректора, уже активно решает. Как рассказал Артем Васильев, раз министерские ограничения во многих случаях не позволяют выдавать клиентам полноценные «корочки» по востребованным специальностям, разумно переориентироваться на тех граждан, которым «корочки» не нужны. А это как раз самозанятые. «Мы решили, что самозанятые — это самый правильный вариант. Мы должны давать такие профессии, которые в дальнейшем приведут к самозанятости». Таких специалистов готовят по краткосрочным программам, рассчитанным на 36 часов или 72 часа обучения. В результате, по словам Артема Васильева, в 2020 году университет трудоустроил около 82% людей, прошедших обучение.
Готовят самозанятых и в «Центре опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга». «Люди сами голосуют за те профессии, те навыки и те программы, которые приводят их к самозанятости», — поясняет Ольга Коротеева подход Центра к такой подготовке.
Повтор публикации от 28.05.2021