Гаджет следит и передает: в России появился новый растущий сегмент
Сразу несколько телемедицинских сервисов сообщили РБК Петербург о значительном росте спроса на онлайн-консультации с врачами. Позитивный тренд усилила растущая популярность психологической онлайн-помощи, а также появление новых гаджетов для домашнего обследования. Но, несмотря на перспективы роста рынка телемедицины, у него есть объективные экономические риски, говорят эксперты рынка.
Бурный рост
Сервис «Доктис» за первые восемь месяцев 2022 года провёл 150 тыс. консультаций, что в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил директор сервиса Сергей Лежнин. «Для нас такой рост вполне ожидаем, мы его прогнозировали. В последний месяц мы видим повышенный спрос: сначала была волна «ковида», сейчас люди обращаются за психологической помощью и в связи с обострениями хронических заболеваний», — говорит он.
В сервисе Budu спрос на консультации за первые шесть месяцев этого года вырос в 2,5 раза по сравнению с первым полугодием 2021 года, рассказал генеральный директор сервиса Денис Швецов. Всего за первое полугодие было проведено порядка 70 тыс. консультаций. При этом в текущем году сервис переориентировался с b2c сегмента на b2b.
Медицинский центр «Капитал-Полис» проводит телемедицинские консультации через одноименное мобильное приложение. По словам главного врача клиники Марии Шакиной, за первое полугодие 2022 года клиника провела 79 онлайн-консультаций, при этом за весь прошлый год она провела всего 43 консультации.
Домашняя кардиограмма
Как поясняют опрошенные эксперты, спрос на телемедицинские сервисы будет расти и дальше. Отчасти это связано с тем, что развиваются гаджеты для домашней диагностики. «Самая активно развивающаяся технология — это мониторинг хронических больных с помощью приборов и роботизированных систем дистанционного контроля, благодаря которому врач получает объективную информацию о состоянии пациента в режиме онлайн. Хронические больные, которые поставлены на мониторинг, должны вносить в приложения свои показания, если они их не внесли — им звонит робот, если не ответили роботу — звонит оператор, — рассказывает Сергей Лежнин.
«Еще более «продвинутая» история — когда данные передает гаджет, например, тонометор или глюкометр, так как пациент нередко склонен искажать реальную картину», — объясняет он. По словам собеседника РБК Петербург, с точки зрения технологий и цены, такие гаджеты становятся более доступными для пациентов. «У нас сейчас самая популярная услуга — это аренда фетального монитора. Это небольшой прибор, который прикладывается к животу беременной и через него снимается ЭКГ, изображения передаются врачу, и он их мониторит. Будущая мама дома в комфортных условиях смотрит телесериал, пьёт успокаивающий чай, и ей не надо никуда идти, чтобы проверить состояние плода», — говорит Лежнин.
Дистанционная диагностика доступна и для других сегментов медицины. «В данный момент мы собираемся закупать несколько кардиоджетов. Это приборы компактного размера, которые позволят пациенту снять полноценную кардиограмму, находясь дома или на работе. Особенно это востребовано в тех случаях, когда мы пытаемся поймать короткое нарушения ритма, которое может проходить так редко, что зачастую даже суточное наблюдение не может зафиксировать его», — говорит Мария Шакина.
Как поясняет врач, когда кардиоджет находится у пациента и пациент почувствовал, что приступ начался, он может самостоятельно быстро снять кардиограмму. Через определенные сервисы данные с прибора выгружаются в облако, передаются врачам функциональной диагностики и расшифровываются. Таким образом, с помощью кардиоджета кардиологические проблемы можно диагностировать намного проще, а, следовательно, вовремя поставить диагноз и назначить необходимое лечение.
Рынок ещё не насыщен
Впрочем, по мнению основателя медицинского сервиса «НаПоправку» Александра Печерского, рынок телемедицины по своим показателям ещё не вернулся к уровню «ковидного» 2020 года. «НаПоправку» запустил телемедицинские консультации с врачами в июле этого года. «Хотя спрос на услуги не вернулся к уровню 2020 года, мы видим, что потенциал рынка огромный. Уровень проникновения телемедицины — это 1-3% всего. А, по разным оценкам экспертов, в разных странах можно заменить очный визит на онлайн в 20-30% случаев», — говорит Печерский. По его оценкам, рынок телемедицинских консультаций в России вырос в пять раз, если сравнивать 2019 и 2022 годы.
О том, что рынок пока не насыщен, говорит и Денис Швецов. По его словам, в этом году сервис впервые не наблюдал сезонности — летом, когда на медицинские услуги традиционное падает спрос, падения не было. «В телемедицине в этом году у нас не было ни одного проседающего месяца. Каждый месяц происходит рост», — говорит Швецов.
Какие есть риски
Как отмечает Александр Печерский, уход иностранных инвесторов и сокращение инвестиционной активности будет сильно тормозить рынок. «Клиники развивают телемедицинские сервисы за счёт инвестиционных денег, но после 24 февраля возможностей тратить инвестиционные деньги на развитие этих сервисов стало гораздо меньше», — говорит он.
«Вместе с этим, стало меньше возможностей развивать рынок демпингуя, обучая пользователей, вкладывая большие деньги в маркетинг. То есть сейчас такое время, когда все переформатируются и думают, как развиваться в новых условиях», — добавляет эксперт.