«Деньги большие. Возникают вопросы»: экономисты — о бюджете Петербурга
В следующем году казну Санкт-Петербурга ждёт сокращение доходов примерно на 50 млрд руб. (1 трлн 57 млрд руб. в 2023 году против 1 трлн 108 млрд руб. — в нынешнем). Представляя депутатам петербургского парламента проект городского бюджета на ближайшую трехлетку, губернатор города Александр Беглов отметил, что сокращение доходов связано с отменой в России с 2023 года института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).
До сих пор (включая 2022 год) такие налогоплательщики (как правило — структуры крупных холдингов) платили налог на прибыль по месту регистрации головной компании холдинга, но с 2023 года значительная часть их налогов будет перечисляться в бюджеты регионов, где они реально работают. В результате отчисления по налогу на прибыль крупных корпораций в бюджет Петербурга снизятся. Впрочем, отметил градоначальник, потери для Петербурга будут гораздо меньше, чем предлагалось изначально. Первоначальные предложения Минфина предусматривали, по расчетам Смольного, ежегодные потери бюджета Петербурга в размере порядка 220 млрд руб. — главным образом за счет снижения поступлений от КГН «Газпрома». В результате прошедших переговоров в правительстве России, Смольному, по информации источников РБК Петербург, удалось снизить потерю.
Несмотря на сокращение бюджетных доходов, город по-прежнему планирует направить значительную часть средств на транспорт и инфраструктуру (23% средств бюджета, по словам Беглова). Губернатор заявил, что в ближайшие пару лет город закроет вопрос нехватки школ и детских садов и от «аварийных решений» перейдёт к плановому строительству. Упомянул он и реформу ЖКХ в части уборки города, а также строительство мусороперерабатывающих заводов (совместно с Ленобластью).
Опрошенные РБК Петербург экономисты назвали главные, с их точки зрения, статьи расходов бюджета, а также обратили внимание на непрозрачность некоторых трат.
Елена Рогова, профессор Кафедры финансов и учета Высшей школы менеджмента СПбГУ:
«В бюджете 2023 года запланирован довольно большой резервный фонд — такого раньше не было. Поскольку расходы этого фонда непрозрачны, возникают вопросы, куда эти средства будут направлены.
В целом бюджет достаточно консервативен. Впрочем, это понятно — меняется законодательство по КГН; и непонятно, сможем ли мы достичь поставленных целей. Оценка Комитетом финансов потерь бюджета в размере 49 млрд для меня не очевидна. Но даже она весьма солидна на фоне запланированного дефицита бюджета на уровне 113 млрд рублей. Так что риск тут довольно значимый. Есть опасения, что доходы в запланированном объеме не будут получены.
«В бюджете запланирован довольно большой резервный фонд — такого раньше не было. Поскольку расходы этого фонда непрозрачны, возникают вопросы, куда эти средства будут направлены»
В этом году некоторые отрасли промышленности показали высокие темпы роста и принесли бюджету невиданно большие доходы по налогу на прибыль. Я подозреваю, что это произошло благодаря валу госзаказов, главным образом федеральных. Но такая конъюнктура нестабильна, чревата серьезными рисками. Очень может быть, что объем госзаказов в следующем году сильно сократится и нынешнего объема поступлений по налогу на прибыль в 2023 году уже не будет.
Адресная инвестиционная программа хоть и большая и прописана в целом правильно, но проблема в том, что она как правило плохо исполняется. Например, у нас недостаточно быстро развивается транспортная сфера. Расходы на метро в следующем году сократили на 20 млрд против первоначального плана. С точки зрения финансовой дисциплины, это правильно — нехорошо, когда выделенные средства не осваиваются. Так что Комитет финансов свою задачу решил. Но ведь главная цель — не средства осваивать, а развивать метро. Надо энергичнее наращивать мощности нового «Метростроя», чтобы он мог быстрее и в большем объеме строить новые тоннели и станции. Без этого задача развития городского транспорта, адекватного потребностям жизни, остается нерешенной.
Мы строим грандиозные транспортные развязки, но при этом очень слабо развиваем общественный транспорт. Транспортная реформа, проведенная в этом году, к сожалению, не решает задачу обеспечения города доступным и хорошо работающим транспортом. Много жалоб на исчезнувшие маршруты, которые были удобны жителям. Люди жалуются, что добираться до привычных мест работы, отдыха, проживания родственников стало гораздо сложнее и дольше. Так что дело не только в деньгах, но и в адекватной организации процессов.
«Нехорошо, когда выделенные средства не осваиваются. Но ведь главная цель — не средства осваивать, а развивать метро»
Задача реформирования ЖКХ тоже решается неоптимально, на мой взгляд. Деньги выделяются действительно значительные, но непонятно, как они будут расходоваться. При этом предусмотрен рост тарифов, но структура и факторы этого роста непонятны. Планируемые вложения в мусороперерабатывающие заводы — в принципе, вещь правильная, это давно назрело. Но в этой сфере масса проблем и не столько денежных, сколько организационных. Так что я не уверена, что планы строительства заводов будут исполнены адекватно и в нужном объеме.
Следует отметить и сокращение, по сравнению с прошлым годом, заложенных в бюджет расходов на здравоохранение и образование. Задачи развития этих сфер в городе не решены, так что причины экономии здесь сомнительны.
Специфика следующего года — очень высокая неопределенность в экономике. Условия меняются под влиянием внутренних и внешних обстоятельств быстрее, чем их можно предусмотреть в бюджете. Эти сильно увеличивает риски бюджета — как по доходам, так и по расходам, по возможностям реализовывать планы».
Александр Ходачек, президент Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ:
«Очень важно, что бюджет развития — Адресная инвестиционная программа Петербурга (АИП) — в следующем году превысит 200 млрд рублей. Мы никогда в таком большом объеме ее не планировали. Я считаю это большим достижением. Это первое. Второе — существенно увеличены объемы поддержки граждан в рамках социальных программ — образовании, здравоохранении, социальной защите населения.
На метро запланировано 30 млрд рублей. Вначале хотели выделить 50 млрд, но оказалось, что с учетом реальной мощности «Метрострой» может освоить только 30 млрд. Для ускорения строительства метро надо наращивать его мощности — с этой целью власти предпочли вложить средства в уставной капитал «Метростроя», которые пойдут на закупки оборудования. Федеральный бюджет софинансирует приобретение вагонов метро.
Считаю также важным выделение значительных средств (42 млрд рублей — ред.) на обновление подвижного состава городского электротранспорта. Продолжается приобретение автобусов большой вместимости.
Что касается мусорной реформы, на которую тоже запланированы средства, то важнее, на мой взгляд, внесение изменений в закон о торговле об обязанности предприятий торговли установить залоговую стоимость тары и принимать использованную тару — пластиковые и стеклянные бутылки и банки, металлические банки и т.п. Если этот шаг будет сделан, то построить перерабатывающие заводы будет проще, поскольку первичная сортировка будет обеспечена.
Питание школьникам будет увеличено. Калькуляция по этой статье меняется уже в третий раз. Помимо учащихся начальных классов, бесплатное питание будет предоставлено также школьникам из семей, которые попали под мобилизацию.
На ближайшие 2 года планируется построить 52 школы и 71 детский сад. Это не считая того, что город должен выкупить по договорам с застройщиками ряд соцобъектов. Если все это получится, то к 2024 году мы выйдем на норматив по обеспеченности такими объектами — это особенно важно для районов массовой застройки.
«Если все это получится, то к 2024 году мы выйдем на норматив по обеспеченности школами и детсадами»
Также считаю важным выделение значительных средств для Фонда развития промышленности. Это поддержит обновление основных фондов предприятий, продвижение их продукции, на что можно получить до 1 млн рублей. Отмечу выделение субсидий на поддержку малого и среднего бизнеса. Минпромторг с помощью офсетных контрактов обещает поддержать около 155 наших предприятий, внесенных в список системообразующих.
Все это стало возможным благодаря ускорению темпов увеличения доходной базы городского бюджета. Выйти на 1 трлн планировалось к 2024 году, но сумели сделать это на 2 года раньше — уже в нынешнем, 2022 году. За 9 месяцев нынешнего года план по доходам был выполнен на 98%. Это произошло благодаря росту некоторых отраслей промышленности, поступлений от КГН. Успешно сработала наша Особая экономическая зона. Заметную роль сыграли резко возросшие налоговые платежи самозанятых. Никто не ожидал такого роста. Петербург сегодня занимает первое место в России по количеству зарегистрированных самозанятых. Также мы получили довольно большие доходы от платных парковок, а на будущий год от них планируется получить свыше 2 млрд рублей.
«План по доходам в этом году будет перевыполнен, и неизрасходованные средства перейдут в бюджет следующего года»
Это, скорее всего, означает, что план по доходам в этом году будет перевыполнен, доходы существенно превысят запланированные расходы и неизрасходованные средства («переходящие остатки») перейдут в бюджет следующего года. Они будут довольно большими, и за счет них мы существенно снизим потери от ликвидации КГН. Впрочем, прогнозировать ситуацию следующего года сейчас трудно — слишком велика неопределенность. И что-то сказать можно будет только по итогам первого квартала 2023 года, когда будут окончательно подведены итоги 2022 года. А наиболее ясная картина появится по завершении второго квартала, когда будет определяться размер прожиточного минимума, который является основным параметром для расчета основных статей бюджета — в социальной сфере».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовил: Владимир Грязневич
Повтор публикации от 28.10.2022