В Петербурге радикально изменят сценарий транспортной реформы
Комитет по транспорту Петербурга может снова внести корректировки в новую транспортную модель города. Как передает «Фонтанка», подведомственный комитету «Организатор перевозок» готовится принять комплексную схему организации транспортного обслуживания населения, которую разрабатывает «Институт Стройпроект». Документ может серьезно изменить ход долгожданной транспортной реформы.
Три причины
Ранее предполагалось, что петербургские чиновники запустят транспортную реформу без этого документа. Однако в комитете по транспорту решили иначе. «Фонтанка» со ссылкой на главу ведомства Кирилла Полякова называет три причины: жесткая критика реформы после утверждения документа планирования; отсрочка нововведений на два года из-за пандемии (лишние два года не учтены в действующей модели, а за это время могут появиться новые дороги, «городская электричка» и станции метро); строительство новых жилых комплексов и необходимость их инфраструктурного обеспечения.
Предполагается, что комплексная схема организации транспортного обслуживания населения будет включать в себя перечисление видов, классов, характеристик транспортных средств и расписание их движения.
Развязать руки Смольному
Для того, чтобы город мог без проблем корректировать новые маршруты и интенсивность перевозок (в случае изменения транспортной ситуации в той или иной локации), ему придется сократить число лотов для коммерческих перевозчиков и, соответственно, укрупнить их. Дело в том, что действующий федеральный закон (44-ФЗ) разрешает менять объем работы по контракту в пределах 10%. «Если один лот включает в себя 20-30 маршрутов, то плюс-минус один — это немного. Если же в лоте 5 маршрутов, то даже один автобус убрать мы уже не можем», — цитирует издание Полякова.
Напомним, что в последней версии транспортной модели Петербурга упоминались 364 автобусных коммерческих маршрута в 42 лотах. «Пока считаем, как лучше распределить ее (маршрутную сеть — ред.) при аукционах. Может, 8-10 лотов, вариативность мы должны получить. Есть идея укрупнять лоты там, где возможны серьезные изменения по части дорог и нового строительства», — говорит чиновник. В противном случае при строительстве нового жилого квартала надо будет расторгать контракт с местным перевозчиком и перезаключать на новых условиях.
Маршруты для автогигантов
Однако укрупнение лотов по маршрутам может стать серьезной проблемой для Петербурга, предупреждают эксперты. Во-первых, это резко сокращает число транспортных компаний, которые смогут принять участие в аукционах (фактически выиграть лоты смогут только «Третий парк», «Питеравто», ПТК и некоторые московские предприятия, которые проявляли интерес к петербургскому рынку). Во-вторых, не исключено, что к новой версии транспортной реформы возникнут претензии у ФАС РФ. Ранее антимонопольная служба уже направляла предостережения в Смольный по этому поводу.
Кроме изменений, касающихся числа лотов по маршрутам, документ планирования может внести корректировку в карту маршрутов, убрав оттуда коммерческие автобусы, дублирующие магистральные маршруты «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса».
Обещанная реформа
Как сообщал РБК Петербург, внедрять в городе новую транспортную модель Смольный планировал в середине июля — именно тогда должна была начаться соответствующая реформа, предполагающая отказ от использования маршруток. Предполагалось, что после реформы горожане смогут оплачивать проезд на любом типе общественного транспорта с помощью электронных карт «Подорожник», Единой картой петербуржца, используя многоразовые тарифы с гибкой системой скидок. Однако, как писал РБК Петербург, финансовые и организационные проблемы, возникшие из-за пандемии и экономического кризиса, стали главной причиной переноса реформы. Комитет по транспорту Смольного сообщил тогда о продлении действующих договоров с транспортными компаниями на регулярные пассажирские перевозки до 16 июля 2022 года.