Петербург не смог поменять «мусорную» схему. Почему и что теперь будет?
Первый год мусорной реформы в Петербурге завершается — соответственно, заканчивается срок действия годичных контрактов на вывоз мусора. На днях регоператор АО «Невский экологический оператор» (НЭО) провел торги на новые контракты в форме электронных аукционов. Как и в прошлом году, НЭО захотел модернизировать схему вывоза мусора, но в этот раз его ждала неудача — рынок решил сохранить нынешнюю модель. Идею стимулирования конкуренции и создания возможности работы на рынке для субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) в рамках небольших контрактов НЭО реализовать не удалось.
Демонополизация
До появления регоператора основная часть города была поделена между двумя крупнейшими перевозчиками — «Автопарк № 1 «Спецтранс» и «Автопарк № 6 «Спецтранс». Другие игроки рынка, работавшие на окраинах города, обслуживали менее выгодные территории — значительные по протяженности, но сравнительно малонаселенные, с небольшими объемами твёрдых коммунальных отходов (ТКО). НЭО нарушил традиционный порядок — провел открытые торги по всем территориям Петербурга, предоставив участникам равные возможности бороться за контракты.
Результат оказался неожиданным — контракты в центральных районах Петербурга получили 4 транспортные компании. Причем один из главных фаворитов, «Автопарк № 6 «Спецтранс», проиграл торги (точнее, не был допущен из-за отсутствия полного набора документов) и контракта не получил. Лот, на который он претендовал — самый крупный из всех, выставленных на торги — достался компании «Эко Лэнд», которая до этого обслуживала пригородные районы Петербурга. Второй по величине контракт достался старожилу «Автопарк № 1 «Спецтранс», два контракта поменьше выиграли компании «Ресурс АТЭ» и «ЭкоВаст» (входит в группу «Петро Васт»).
Еще одной особенностью прошлогодних торгов стало заключение контрактов только на 1 год. В НЭО это объяснили РБК Петербург тем, что в 2022 году произойдет корректировка транспортной модели вывоза ТКО из-за сокращения количества доступных объектов размещения — терсхема Ленобласти предусматривает закрытие в 2023 году двух из четырех полигонов, осуществляющих прием отходов из Санкт-Петербурга. Останутся только полигоны «РАСЭМ» и «Новый свет — Эко». До конца 2022 года НЭО запланировал также ввод в строй первой очереди КПО «Волхонка» мощностью 200 тыс. тонн в год. Соответственно, в 2023 году сильно изменяется вся логистика и те условия, которые должны быть отражены в техническом задании для перевозчиков. Для этого на 2023 год нужно заключать контакты заново. «»Автопарк № 1 «Спецтранс» получил контракт на 3 года (до 2025 года) — потому что с обслуживаемых им районов все потоки изначально едут только на «Новый свет — Эко». Эти потоки изменения не затрагивают», — заявил НЭО в ответе на запрос РБК Петербург.
Статус кво
Короткие, годичные, контракты по разным причинам не выгодны бизнесу, считают все опрошенные РБК Петербург эксперты, да и участники рынка. Главное — вероятность не получить территорию в следующем году создает риски инвестициям. В НЭО это понимают, но вынуждены идти на это, поскольку законодательство, как утверждает регоператор, не оставляет другого выхода — в техническом задании должны быть указаны конкретные объекты, на которые осуществляется вывоз отходов, а допсоглашения, которыми можно было бы ежегодно регулировать этот вопрос, законодательство не предусматривает.
В нынешних конкурсах снижение рисков было обеспечено тем, что на каждый конкурс подал заявку всего один претендент — та компания, которая и обслуживает данную территорию. С документами в этот раз проблем не возникло и нынешние подрядчики сохранили свои территории. Правда, за одним исключением. Петроградский район, за который до конца 2022 года отвечает «Эко Лэнд», получил сейчас «Петро-Васт» (точнее, его компания «Вэйст-Транс», специализирующаяся на сборе и транспортировке отходов; прошлогодняя «Эко-Васт» занимается обработкой и утилизацией ТКО). Впрочем, по данным участников рынка, реально Петроградский район обслуживает именно «Петро- Васт» — в качестве субподрядчика у «Эко Лэнда». Так что реальный статус кво сохранен и здесь.
Контрактная чехарда
При заключении контрактов в ноябре следующего, 2023 года, условия снова изменятся — «в связи с возможным закрытием двух оставшихся полигонов, а также планируемым вводом в строй новых перерабатывающих мощностей». Вероятно, НЭО имеет в виду первую и вторую очереди КПО «Волхонка».
Судя по всему, чехарда с годовыми контрактами прекратится тогда, когда появится определенность с полигонами и объектами обработки отходов (сортировками и перерабатывающими заводами). «Завершение строительства новых объектов мусороперерабатывающей инфраструктуры сделает возможным заключение долгосрочных (на срок от 3 до 5 лет) контрактов на вывоз ТКО, что более выгодно перевозчикам и будет способствовать привлечению в отрасль дополнительных инвестиций. В то же время важно соблюдать определенный баланс, поскольку оборотной стороной долгосрочных контрактов является ограничение конкуренции и создание дополнительных входных барьеров, поэтому важно сохранить возможность работы на рынке для субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе в рамках небольших контрактов с меньшими сроками», — сообщила пресс-служба НЭО.
Попытка конкуренции
Идею о стимулировании конкуренции и создании возможности работы на рынке для субъектов МСБ в рамках небольших контрактов НЭО попытался реализовать уже на нынешних конкурсах. Для этого Петроградский, Петродворцовый и Курортный районы, а также Кронштадт были выведены из состава нынешних крупных лотов в отдельные, а первые три района еще и были разбиты на несколько лотов. Объясняя смысл новшества, НЭО сообщил: «Данное решение принято на основе анализа накопленных данных о вывозе ТКО в текущем году и обусловлено особенностями указанных территорий, которые расположены на значительном удалении друг от друга, имеют разные параметры и плотность маршрутов движения мусоровозов, тяготеют к разным мусороперегрузочным станциям и конечным объектам размещения ТКО. Объединение их в один лот, как показал опыт этого года, не дает тех преимуществ, как в районах плотной застройки, где подрядчики получают возможность выстраивать логистику без учета административных границ, а наоборот создает избыточную нагрузку на перевозчика из-за большой протяженности маршрутов вывоза ТКО в рамках первого и второго плеча».
В частности, пригородные Петродворцовый и Курортный районы занимают большую площадь (что предопределяет большую протяженность маршрутной сети), при этом плотность и структура застройки крайне неоднородна и представлена как зонами плотной многоквартирной застройки (например, города Сестрорецк, Ломоносов, Петродворец), так и частным сектором, что предполагает разные требования к организации вывоза ТКО. Разделение районов на отдельные лоты позволяет, как считают в НЭО, оптимизировать обслуживание с учетом особенностей каждой выделенной территории.
Рынок предпочел стабильность
Однако, на все мелкие лоты подала заявки только одна компания — ООО «Вэйст-Транс». Она их и получила. Таким образом, замысел НЭО привлечь МСБ на нестандартные территории реализовать не удалось. Эксперты считают, что главным отпугивающим фактором для МСБ стали высокие риски годичных контрактов. «Не каждая компания может позволить себе такие короткие перспективы гарантированной работы», — выразила общее мнение член экспертного совета комитета по экологии Госдумы РФ Наталья Беляева.
Экспериментам НЭО рынок предпочел стабильность и определенность. Эти факторы предопределили, в частности, отказ «Автопарка № 6 «Спецтранс» участвовать в конкурсах НЭО. «Учитывая, что регоператор Санкт-Петербурга предложил контракт только на год, вложения могут не оправдать себя. Например, в Ленинградской области регоператор предложил договор сроком на четыре года. И это уже дает возможность для развития — нет ненужных опасений при планировании инвестиций», — заявил «Коммерсанту» генеральный директор АО «Автопарк № 6 «Спецтранс» Сергей Глухов.
Впрочем, судя по всему, и для НЭО стабильность важнее всего. «Для нас, как регионального оператора, самым важным в связи с проведением конкурсов на оказание услуг по транспортированию ТКО в 12 районах Петербурга является сохранение выстроенной и отлаженной в течение этого года системы вывоза и обеспечение стабильной работы перевозчиков, — заявила РБК Петербург генеральный директор АО «Невский экологический оператор» Екатерина Горшкова. — В итоге значимых изменений не произошло: по всем территориям победителями стали те компании, которые в этом году фактически и занимались их обслуживанием (по нескольким лотам перевозчики, ранее работавшие на субподряде, получили статус генподрядчиков). Этот результат мы оцениваем положительно, поскольку претензий к качеству их работы у нас нет. Важно также, что все процедуры завершены в плановые сроки, что дает подрядчикам необходимое время для подготовки к работе в зимний период».
Не так все гладко
По мнению генерального директора СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие» Владислава Воронкова, НЭО проделал «нелегкую работу» — радикально изменил сложившуюся в предыдущие десятилетия систему, пролоббировал политически рискованное для Смольного увеличение тарифов для населения на 30%, которые с учетом аналогичного повышения в 2021 году составило 62% за два последних года. В то же время основные проблемы обращения с ТКО сохраняются, считает эксперт — недостаточный учет образователей отходов, неурегулированность логистических маршрутов и самое главное — перенасыщение существующих полигонов на фоне недостаточных усилий по строительству новых мощностей по сортировке и переработке ТКО. Комплекс по переработке отходов (КПО) «Волхонка» строится, но Росавиация может не дать согласия на его запуск, поскольку установленная мощность КПО превышает федеральные нормативы для расположения таких объектов вблизи аэродромов, в частности, Пулково, говорит эксперт. К тому же, по его информации, Главгосэкспертиза выдала отрицательное заключение на КПО «Дубровка» — одну из трех запланированных НЭО сортировок (с элементами переработки в RDF-топливо, техногрунт и компост).
В то же время выбранные НЭО перевозчики сработали вполне качественно, считает Владислав Воронков — они смогли достаточно быстро преодолеть «косяки» начала года и снизить негодование горожан по поводу несвоевременного вывоза мусора. Правда, и он, и Наталья Беляева не исключают ухудшения ситуации в 2023 году — главным образом, из-за резкого роста нагрузки на два оставшиеся полигона, в то время как КПО «Волхонка», даже если он начнет нормально работать, сможет компенсировать не более 10% дополнительной нагрузки на полигоны. «Впрочем, если «Волхонка» всерьез займется компостированием, как запланировано проектом, и этот компост окажется достаточно качественным, с точки зрения потребителей, то доля отходов, направляемая на полигоны, уменьшится», — считает Наталья Беляева. Правда, для этого надо еще, как в Москве, на этапе сбора отделить «мокрые» отходы от «сухих» — потому что из смеси отходов отобрать органику для компостирования крайне сложно, утверждает эксперт.
Раздельный сбор тормозится
В условиях конкурсов нет нормативов по вывозу раздельно собираемых ТКО — их нет в нынешних контрактах, не будет и в контрактах на 2023 год. «На сегодняшний день развитие региональной системы раздельного накопления отходов упирается в дефицит обрабатывающих мощностей, необходимых для досортировки собранных вторичных ресурсов», — пояснили в НЭО. На первоочередной необходимости организации адекватной сортировки настаивают все регоператоры, эксперты и переработчики. Они объясняют это тем, что доля посторонних предметов в общих контейнерах зачастую весьма велика (до 50-60%), их много (включая загрязнения) даже в контейнерах раздельного сбора, так что требуется серьезная сортировка.
Такую досортировку осуществляют КПО. «Волхонка» еще только строится, а крупные сортировки сейчас есть только у «Автопарк № 1 «Спецтранс»: «Старообрядческая», «Предпортовая», «Обухово» и сортировочная станция на полигоне «Новый Свет — ЭКО». Но, судя по всему, мощностей пока не хватает.
Сейчас некоторые перевозчики, имеющие собственные объекты обработки, по согласованию с региональным оператором самостоятельно организуют раздельное накопление отходов на обслуживаемых контейнерных площадках. Наталья Беляева приветствует эту практику, потому что она позволяет перевозчикам получать дополнительные доходы (от продажи вторсырья переработчикам) в условиях не слишком рентабельного, а иногда и убыточного, основного бизнеса. «Развитие системы раздельного накопления отходов будет происходить постепенно по мере ввода в строй новых объектов мусороперерабатывающей инфраструктуры», — сообщили в НЭО.