Эксперты обсуждают возможную смену собственников «Ленты»
По информации участника рынка продуктового ретейла, лично знакомого с председателем совета директоров сети «Лента» Джоном Оливером, в менеджменте компании могут в скором времени произойти важные изменения. Оливер, представляющий в компании интересы основного акционера — фонда TPG, якобы близок к отставке. В пресс-центре TPG в ответ на запрос РБК Петербург сообщили, что «по информации на сайте ретейлера Джон Оливер еще возглавляет совет директоров». От дальнейших комментариев представитель TPG отказался. В «Ленте» на вопрос РБК Петербург ответили, что Джон Оливер номинирован от TPG в состав нового совета директоров.
Как считают участники и эксперты розничного рынка, в случае, если версия об уходе Оливера подтвердится, вслед за этим в «Ленте» могут появиться новые акционеры.
Первым уходит председатель
Рассуждая о возможном уходе Оливера с поста председателя совета директоров «Ленты», эксперты и участники рынка продуктового ретейла предполагают два возможных сценария развития событий.
Первый из них заключается в том, что TPG стремится выдвинуть на позицию главы совета директоров человека, формально не связанного с фондом, полагает гендиректор консалтинговой компании Accentis Жислан Ватело. Такая стратегия, по его мнению, может говорить о планах TPG продать свою долю в компании.
С одной стороны, выход фонда из «Ленты» может произойти в рамках заранее утвержденной инвестиционной стратегии.
«Для крупных инвестиционных фондов 5-6 лет — это стандартный инвестиционный цикл для одной бумаги в портфеле. Если фонду более не требуется представительство в совете директоров компании, в которой он является мажоритарием, то скоро случится продажа его доли», — пояснил Ватело.
С другой стороны, к продаже доли в ретейлере TPG может подталкивать падение оборотов розничной торговли. По данным гендиректора аналитической компании INFOLine Ивана Федякова, для розничной торговли прошлый год закончился хуже, чем для всех других отраслей.
«Обороты ретейла сократились на 5% — это хуже результатов строительного рынка, который занял вторую строчку снизу, упав на 4%, — комментирует ситуацию Федяков. — По нашим прогнозам, в следующем году эти отрасли поменяются местами, но это будет, скорее, смена аутсайдеров, чем возврат к устойчивому росту».
Дополнительным негативным фактором для ретейлеров является ужесточение российского законодательства. «В июне прошлого года были приняты поправки, которые ограничивают возможность ретейлеров возвращать непроданный товар поставщикам. Сейчас Совет Федерации рассматривает введение ограничений на торговлю гипермаркетами в ночное время и в выходные дни», — приводит пример Федяков.
Справка
Джон Оливер координирует действия совета директоров «Ленты» с 2011 года, когда инвестиционный фонд TPG, по информации Forbes, приобрел контрольный пакет ретейлера. Помимо этого, Оливер до 2013 года был партнером фонда и руководил его европейской операционной группой, говорится на официальном сайте «Ленты».
Подчеркнуто нейтрально
Другим объяснением возможной смены председателя совета директоров на независимого от TPG кандидата может быть стремление мажоритарных акционеров избежать упреков в чрезмерном влиянии на стратегию «Ленты», полагает начальник аналитического управления ОАО «УК «Арсагера» Артем Абалов.
«Приглашение на позицию председателя человека со стороны может говорить о том, что акционеры решили заняться улучшением качества корпоративного управления компанией. Председатель совета директоров в публичных компаниях, аффилированный с мажоритарием, может восприниматься инвесторами как инструмент давления на работу органа в интересах акционера, а это напрямую отражается на котировках акций компании. Поэтому во многих российских обществах акционеры стремятся назначить на пост председателя независимого кандидата, чтобы хотя бы формально обеспечить равноудаленность всех групп собственников от принятия решений», — поясняет Абалов.
Председатель 2.0
Впрочем, собеседники РБК Петербург допускают и другое объяснение возможной смены главы совета директоров.
«Часто смена председателя совета директоров в публичных компаниях происходит, если акционеры подбирают человека, лучше, по их мнению, подходящего на этот пост. Например, такого кандидата, который смог бы приостановить устойчивое снижение капитализации общества», — говорит Ватело.
Отметим, что за последние три года капитализация «Ленты» на Московской бирже в пересчете на иностранную валюту сократилась на треть. Если 6 марта 2014 года, в день выхода ретейлера на Московскую биржу, бумаги торговались по 343 рубля за штуку (около 9,5 долларов США по курсу ЦБ), то на сегодняшний день стоимость расписки составляет 349 рублей (6 долларов США).
Уточнение:
Через несколько недель после публикации акционеры «Ленты» утвердили новый совет директоров. Собственники компании «Лента» сохранили совет директоров в старом составе, говорится в публикации по итогам годового общего собрания акционеров ретейлера. В совет вошли Джон Оливер, Стивен Джонсон, Антон Артемьев, Майкл Линч-Белл, Дмитрий Швец, Стивен Пил, Мартин Эллинг. Джон Оливер сохранил за собой пост председателя совета.
«Лента» является первой в России сетью по размеру торговых площадей (1,2 млн кв. м). По итогам первого квартала 2017 года «Лента» заняла второе после X5 Retail Group место среди крупных российских продуктовых ретейлеров по росту оборотов. Так, выручка «Ленты» год к году выросла на 17,2% (X5 — на 26,4%). Сопоставимые продажи за тот же период сократились на 1,7%. По словам генерального директора «Ленты» Яна Дюннинга, на финансовые результаты компании в первом квартале оказал давление так называемый «эффект каннибализации» — размытие трафика из-за значительного числа новых открытых магазинов, в том числе купленной сети К-Руока.