ФНС России ответила на публикацию РБК Петербург «Агрессивный сбор…»
21 декабря 2017 года на РБК Петербург была опубликована статья «Агрессивный сбор: как бизнес попал под налоговый каток», посвященная нововведениям в налоговом законодательстве, имеющим, по мнению юристов, наиболее серьезные последствия для предпринимателей. Материал вызвал интерес не только у представителей бизнеса, но и у руководства налоговых органов РФ. Вскоре после публикации РБК Петербург получил комментарий по теме от Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ. Ниже мы публикуем текст письма, подписанного заместителем начальника Управления информационных технологий ФНС Б.В.Беляковым:
«ФНС России с уважением относится к РБК, как к одному из лидеров новостных и бизнес-медиа, которые ежедневно объективно информируют своих читателей о наиболее актуальных вопросах информационной повестки, приводя все точки зрения заинтересованных сторон и экспертов, что позволяет читателю сделать собственные выводы о происходящем. Однако в указанной статье не нашлось места позиции Федеральной налоговой службы, несмотря на то, что все вопросы, описанные в статье, относятся к налоговому администрированию — специалисты редакции РБК Петербург не обращались за комментариями ни в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу, ни в центральный аппарат ФНС России.
Внедрение современных технологий в налоговое администрирование дает новые возможности и инструменты как государству, так и бизнесу, направленные на снижение административной нагрузки, уменьшение отчетности, повышение прозрачности и добросовестности конкуренции в бизнес-среде. Стоит отметить, что реализация этих инструментов невозможна без обсуждения с предпринимательским сообществом и ФНС России на постоянной основе находится в тесном взаимодействии со всеми бизнес-объединениями и экспертными организациями, в том числе Опорой Россией, Деловой Россией, РСПП, Торгово-Промышленной палатой Российской Федерации и многими другими.
Статья «Агрессивный сбор: как бизнес попал под налоговый каток» делится на несколько разделов. Так в разделе «Мимо кассы» авторы пишут, что «В 2017 году было принято сразу несколько ключевых поправок в важнейших отраслях российского законодательства, которые доставили немало головной боли и проблем российским предпринимателям. Самая невинная из них — переход на онлайн-кассы, позволяющие передавать данные о покупках напрямую в фискальные органы. Заявленная властями цель — сделать рынок розничной торговли в России прозрачнее. Действительно, если налоговая служба сможет контролировать движение средств в режиме реального времени, то ей легче будет оперативно пресекать работу по серым схемам.
Но благие намерения могут выйти боком, отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. По его мнению, часть интернет-магазинов может перестать принимать карты и начать продавать товар «мимо кассы», не выдавая чеков покупателям. «Общее движение в сторону обеления рынка вполне может обернуться его очернением», — согласна исполнительный директор платежной системы Robokassa Татьяна Глазачева.»
Данное утверждение легко опровергается следующими данными. Реформа стартовавшая 1 июля 2017 года при поддержке предпринимательского сообщества, а все возникающие вопросы оперативно решались в рабочем порядке. Благодаря введению онлайн-касс бизнес получил возможность зарегистрировать кассу через личный кабинет на сайте ФНС России за несколько минут, отпала необходимость вести все 9 форм кассовой отчетности и оплачивать услуги центров технического обслуживания. Кроме того, новая технология формирует условия, которые позволят отказаться от налоговой отчетности.
Реформа уже доказала свою эффективность — ежедневно пробивается более 100 млн чеков. В среднем выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы. Интересно, что ежемесячный оборот розничной торговли по статистическим данным оценивается примерно в 2,3 трлн руб., при этом немалая часть такого оборота не наблюдается прямыми статистическими методами, в том числе находясь в тени. О легализации торгового оборота свидетельствует тот факт, что ФНС России с помощью онлайн-касс уже фиксирует аналогичный торговый оборот каждый месяц, при том, что по новому порядку работают еще не все налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере торговли.
Важно отметить, что мнение одного из экспертов, приведенное в статье вырвано из контекста. Так, в оригинале интервью, данного РБК господином Федоровым ранее, отмечалось, что «ФНС к такому сценарию готова, считает Федоров. По его прогнозам, для «очистки» рынка понадобится максимум полгода. В первое время после вступления закона в силу ФНС будет активно проверять его исполнение и черным игрокам придется выплатить штрафы, а потом и вовсе уйти с рынка», — уверен он». Кроме того, господин Федоров связался с ФНС России и опроверг приведенную РБК информацию: «Мы говорили о том, что реформа положительно повлияет на легализацию рынка — это консолидированная позиция бизнеса».
Легализацию рынка подтверждает также тот факт, что количество онлайн-касс уже превысило дореформенный парк на 30%: 500 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,5 млн. онлайн-касс.
В разделе «Только посмотреть» авторы пишут об ужесточении контрольных мероприятий и незащищенности бизнеса, что также можно оспорить.
Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315 по делу № А19-916/2016 (спор с ООО «Аптека «Авиценна»), которое авторы указывают в статье, которым ВС РФ отказался пересматривать судебные акты нижестоящих судов зачастую трактуется как ужесточение налогового контроля налогоплательщиков в силу того, что судами поддержано право налоговых органов не только проводить осмотр самого компьютера, но и изучать содержащиеся в компьютере данные и программное обеспечение.
Однако в рассматриваемом случае суды лишь поддержали здравый смысл, так как сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации и его осмотр не имеет никакого практического смысла в налоговой сфере. Сегодня без проверки данных компьютеров при проведении контрольных мероприятий налоговые органы будут лишены своих прав на проведение осмотра документов, так как зачастую документация компаний ведется в электронном виде.
За последние 5 лет количество выездных налоговых проверок, проводимых ФНС России, сократилось более чем в 2 раза (с 58 тыс. ВНП в 2012 году до 26 тыс. ВНП по итогам 2016 года). За 9 месяцев Служба практически на четверть сократила количество выездных налоговых проверок (с 20,1 тыс. ВНП до 15,6 тыс. ВНП).
В настоящее время выездными налоговыми проверками охвачено всего 3 налогоплательщика из 1000. Результативность выездных проверок составляет практически 100% (в 98% проведенных ВНП выявляются нарушения налогового законодательства).
Используемые ФНС России риск-ориентированный подход при отборе объектов для включения в план ВНП, технологии Big Data в рамках анализа деятельности налогоплательщика позволяют, с одной стороны, сократить количество выездных налоговых проверок и снизить административное давление на бизнес, а с другой — выстраивать новую архитектуру взаимодействия между бизнес-сообществом и государством, при которой основной задачей является предупреждение налоговых правонарушений и профилактика их в будущем.
От стандартного подхода доначислений и взысканий по результатам налоговых проверок ФНС России переходит к моделям, когда приоритетным является побуждение налогоплательщиков к добровольному отказу от схем уклонения уплаты налогов, добровольное уточнение налоговых обязательств без назначения проверок, соблюдение налогового законодательства.
В результате добровольного уточнения обязательств налогоплательщиками за 9 месяцев 2017 года в бюджет дополнительно поступило более 44 млрд. рублей, что в 3 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года.
В тоже время, в каждой третьей выездной налоговой проверке выявляются случаи использования налогоплательщиками в целях незаконной налоговой оптимизации фирм обладающих признаками «однодневок».
В соответствии с принятым федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ с 19 августа 2017 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ), направленные на предотвращение уклонения налогоплательщиками от уплаты налогов.
Пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
В настоящее время в связи с тем, что норма введена сравнительно недавно первые результаты проверок соблюдения указанной нормы ожидаются в 2018 году.
Сокращение количества проводимых проверок, безусловно сказалось и на количестве материалов направляемых в правоохранительные органы. Так, за 9 месяцев 2017 года налоговыми органами при наличии признаков состава налоговых преступлений в рамках статьи 32 НК РФ в следственные органы, направлено 2,9 тыс. материалов налоговых проверок, что на треть (35%) меньше чем за аналогичный период 2016 года (4,5 тыс. материалов.).
В отношении «дробления бизнеса». Распространяется мнение о том, что Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 № 1440-О может затронуть добросовестных предпринимателей, которые ведут семейный бизнес через несколько юридических лиц, использующих специальные налоговые режимы, однако с такими выводами нельзя согласится по ряду причин.
Предпринимательская деятельность всегда нацелена на получение прибыли. Однако налоговыми органами в ходе проверки ООО «Мастер-инструмент» было выявлено, что между организацией и взаимозависимыми лицами создана схема, при которой доходы искусственно распределялись на предпринимателей и общества, применяющих специальный льготный налоговый режим (упрощенная система налогообложения), при том, что ООО «Мастер-инструмент», применяющее общий режим налогообложения, был заведомо убыточен вследствие заключения невыгодных для себя договоров с взаимозависимыми лицами.
Таким образом, указанное определение Конституционного Суда РФ не затрагивает прав добросовестных предпринимателей, осуществляющих семейный бизнес на рыночных условиях, и ведение бизнеса которых нацелено на получение прибыли, а не на получении необоснованных налоговых преференций путем имитации хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что льготные налоговые режимы предназначены для возможности развития малого бизнеса, который на стадии зарождения является менее конкурентоспособным, следовательно, выявление лиц, которые путем дробления крупного бизнеса создают искусственные условия для применения льготных режимов налогообложения направлено, в том числе, на защиту интересов малого бизнеса в России.
В отношении необоснованной налоговой выгоды и введенной в НК РФ ст. 54.1. Изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» введена статья 54.1. НК РФ, в которой установлен запрет на использование налоговых схем и агрессивных методов планирования.
Дополнение налогового законодательства соответствующими нормами стало объективной необходимостью. Такие нормы есть во многих зарубежных странах. Внесение специальных антиуклонительных норм в национальное законодательство — это одна из мер по предотвращению неуплаты налогов в международной практике (об этом ОЭСР указывает в своем докладе о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения (План BEPS) ).
В законе нашли отражение два основных принципа. В первом случае речь идет о запрете получения налоговых преференций в результате умышленного искажения сведения о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения. Второй принцип связан с пресечением использования фирм-однодневок. Сделка должна быть исполнена заявленным контрагентом, и ее основной целью не должна быть неуплата налога. Речь идет о том, что отказ в вычетах и расходах допустим в исключительных случаях, если сделка не выполнена заявленным контрагентом. Это первое звено, которое налогоплательщик должен знать, поэтому возможно говорить фактически о вине налогоплательщика. В законе указано также на исключение формального подхода по таким правонарушениям.
При этом законом № 163-ФЗ не был изменен порядок доказывания налоговыми органами факта совершения правонарушения. Законом закреплено, что доказывание обстоятельств, свидетельствующих об умышленности действий налогоплательщиков, направленных на неуплату налогов, производится налоговыми органами в ходе налоговых проверок. Это свидетельствует о соблюдении принципа презумпции добросовестности налогоплательщика. Налоговые органы в ходе налоговых проверок в том числе путем анализа документов самого налогоплательщика, получения информации по встречным проверкам устанавливают объективные факты, свидетельствующие об участии налогоплательщика в создании налоговой схемы.
Изменения тщательно готовились и выверялись. ФНС также тщательно подходит к практике их применения.
ФНС детально, том числе в отрытых письмах, разъяснили свою позицию по новым нормам и прописали алгоритмы действий сотрудников. Новые институты должны работать только против лиц, в отношении которых очевидны признаки недобросовестных, незаконных действий. У ФНС нет цели охватить проверками весь бизнес. Основная цель показать недобросовестным налогоплательщиком, каким может быть результат их недобросовестных действий. Об этом свидетельствует статистика снижения налоговых проверок за последние годы (со 180 тысяч в 2009 году до 26 тысяч), а также сокращение судебных споров (со 100 тысяч в 2009 году до 10 тысяч).
После вступления в силу новых норм ФНС принято решение взять на контроль все решения по таким спорам. Таким образом, все позиции всех территориальных органов по применению статьи 54.1 НК РФ в обязательном порядке будут формироваться не на уровне инспекций, а на уровне управлений по субъектам федерации и согласовываться с центральным аппаратом службы.
В настоящее время только начинается формирование новой правоприменительной практики. При этом установление и доказывание налоговых злоупотреблений не является массовым.
В отношении бенефициаров. Инициативы по повышению прозрачности бизнеса и доступу к информации о бенефициарах реализуются в рамках рекомендаций FATF (рекомендация 24) и директив ЕС по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (5 директива). При этом Россия в отличие от стран Европы, например, выбрала наиболее консервативный подход в данном вопросе и решила не идти по пути создания публичного реестра бенефициаров, что соответствует рекомендациям FATF.
Несмотря на то, что в мире остаются страны, которые пока отказываются от открытия доступа к подобной информации, недавние ситуации с утечками конфиденциальной информации из целого ряда таких юрисдикций, наглядно демонстрируют, что это не гарантирует полной защиты от раскрытия информации.
В России в настоящее время на уровне судебной практики сформированы подходы, которые соответствуют мировым тенденциям в налогообложении. Суды поддерживают позицию службы о невозможности применения льготного налогообложения, устанавливаемого межправительственными соглашениями, в случаях выявления злоупотреблений.
Изменения в Налоговый кодекс РФ, введенные законом № 163-ФЗ, закрепили этот подход на уровне национального законодательства. Это полностью соответствует практике, применяемой в странах ОЭСР.
Предоставление информации, необходимой для проверки злоупотреблений в налоговой сфере налоговыми органами зарубежных государств предусмотрено практически всеми международными соглашениями России об избежании двойного налогообложения.
Введенные Правительством России правила раскрытия информации о бенефициарных владельцах связаны с регулированием не налоговых отношений — с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и устанавливают порядок и сроки информационного взаимодействия уполномоченных органов государственной власти и юридических лиц в рамках направления ими запросов и представления по ним юридическими лицами соответствующей документально подтвержденной информации о своих бенефициарных владельцах или о мерах, принятых в целях установления сведений о своих бенефициарных владельцах.
Подводя итог, стоит отметить, что Федеральная налоговая служба выступает за объективную оценку налогового администрирования в Российской Федерации и всегда открыта для запросов информации и комментариев со стороны представителей СМИ».