«Яндекс» и Mail.ru ответили на сообщения о передаче данных за границу
Личные данные пользователей российских приложений, которые с 1 апреля обязательны к предустановке на гаджеты, надежно защищены и не будут скомпрометированы из-за использования трекеров, сообщили РБК в «Яндексе» и Mail.ru Group.
Ранее в АНО «Информационная культура» заявили, что все обязательные коммерческие приложения содержат трекеры, которые собирают сведения о пользователях и передают их за границу. В числе компаний, к которым могут попасть эти данные, в организации назвали Google, Yahoo, Microsoft, Huawei, Facebook.
Исследователи проанализировали сервисы и выяснили, что трекеры используются, например, в приложениях Mail.ru Group, «Яндекса», «Лаборатории Касперского», «Госуслуг». Встроенных механизмов не оказалось только в приложении платежной системы «Мир».
«Персональные данные пользователей Mail.ru Group надежно защищены и никуда не передаются. Все применяемые внешние инструменты проходят строгий аудит внутренней безопасности — в том числе и трекеры», — сообщил руководитель по корпоративным коммуникациям Mail.ru Group Сергей Лучин. Он также отметил, что такими трекерами пользуются разработчики приложений во всем мире. В Mail.ru подчеркнули, что упомянутые механизмы собирают лишь техническую обезличенную информацию, «причем в гораздо меньшем объеме, нежели сами мобильные операционные системы».
В «Яндексе» в свою очередь заверили, что тщательно защищают данные пользователей. «Внешние технические инструменты помогают нам узнавать про установку своих приложений пользователями, выявлять ошибки и критические сбои внутри сервисов. При этом эти инструменты не получают доступа к пользовательским данным или поведению», — прокомментировал директор по данным в «Яндексе» Иван Черевко.
В Минцифры также подчеркнули, что данные, передаваемые трекерам, — «исключительно технические обезличенные», необходимые для таргетирования рекламы. В ведомстве добавили, что к предустановке обязательны стандартные версии приложений, которыми уже пользуются десятки миллионов россиян.
«Это ПО загружается из магазинов приложений и соответствует их требованиям в части безопасности и защиты персональных данных. При установке этих приложений пользователю всегда предлагается ознакомиться с соглашением об использовании ПО, в котором прописаны все нюансы, в том числе касающиеся передачи данных, распространения рекламы и пр.», — говорится в сообщении ведомства, поступившем в РБК.
Закон об обязательной предустановке российских программ на гаджеты, которые ввозят из-за границы, был принят для развития собственных цифровых продуктов и импортозамещения в этой сфере. Он обязывает устанавливать 16 видов приложений, в том числе браузеры, поисковые системы, соцсети, мессенджеры, антивирусы, офисное ПО. Большая часть приложений, рекомендованных для установки, была разработана Mail.ru, «Яндексом», «Лабораторией Касперского» и другими компаниями.
В конце марта пользователи устройств Samsung заметили, что после обновления операционной системы у них появились приложения «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Диск» и «Яндекс.Карты», которые нельзя удалить. В компании пояснили, что пытались таким образом исключить нарушение закона, поскольку новая норма «уникальна для российского рынка» и у индустрии еще не было подобного опыта.
В Минцифры раскритиковали инициативу Samsung и напомнили, что требования о предустановке приложений направлены на то, чтобы дать пользователю возможность выбора между отечественными и иностранными приложениями. В «Яндексе» также остались недовольны установкой неудаляемых приложений, заявив, что это «плохо для пользователей». «Мы обратились в Samsung и другим вендорам с просьбой не делать так с нашими приложениями: не устанавливать приложения «Яндекса» без возможности удаления», — заявили в компании.