Ретейлеры зафиксировали сокращение ассортимента техники и электроники
Это связано с отсутствием поставок иностранной продукции и комплектующих для производства в РоссииПродавцы бытовой техники и электроники фиксируют сокращение ассортимента на фоне заявлений ряда зарубежных производителей о сворачивании бизнеса в России и логистических трудностей при поставках комплектующих.
Как рассказал РБК коммерческий директор сети магазинов «Холодильник.ру» Алексей Погудалов, максимальное сокращение произошло в категориях, где доля европейских, корейских и американских брендов была максимально высокой: посудомоечные машины, духовые шкафы и варочные панели, встраиваемые холодильники, телевизоры, смартфоны, отдельные сегменты в пылесосах. По торговым маркам ассортимент наиболее существенно снизился у Bosch, Electrolux, Samsung, Miele, Dyson, Apple.
Вице-президент по закупкам и развитию «Связного» Михаил Догадин подтвердил сокращение ассортимента техники. По его словам, в большей степени это характерно для категории смартфонов и планшетов, в частности, брендов Samsung и Apple.
Представитель «М.Видео-Эльдорадо» заявил, что они «делают все возможное, чтобы обеспечить максимально широкий ассортимент и привлекательные цены на бытовую технику и электронику». По его словам, техника большинства привычных для россиян брендов представлена в магазинах, в то же время появляются новые или расширяют свое присутствие уже знакомые бренды, в частности растет спрос на собственные торговые марки этого ретейлера — Hi и Novex. Представители «Ситилинка», МТС и AliExpress отказались от комментариев.
Что влияет на проблему
По словам Погудалова, в части случаев сокращение ассортимента было связано с полной остановкой поставок. «В остальных случаях это проблемы на производстве из-за дефицита комплектующих и невозможности найти обходные пути для «альтернативного» ввоза готовой продукции», — сообщил он.
После того как Россия начала спецоперацию на Украине, США ввели ограничения на высокотехнологичный экспорт в Россию и ряд других санкций. Они не касались потребительской техники, но из-за возникших проблем с логистикой, валютных колебаний и давления со стороны зарубежной общественности ряд брендов заявил о приостановке работы в России или полном уходе. ЕС, в свою очередь, наложил ограничения на поставку электронных товаров для домашнего пользования дороже €750, а также электронных устройств для записи видео или звука стоимостью более €1 тыс.
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) оценивала, что в России производится 90% продаваемых здесь стиральных машин и холодильников, 85–90% жидкокристаллических телевизоров и значительная часть компьютеров. Но, как рассказали РБК несколько источников на рынке бытовой техники, российский завод бытовой техники LG в поселке Дорохово Рузского района Подмосковья столкнулся с нехваткой комплектующих. По словам одного из них, обычно на заводе держат запас запчастей на два месяца, и он уже закончился. Другой источник РБК утверждает, что у LG оставались комплектующие для производства холодильников до конца мая, а для стиральных машин — примерно до середины июля. По словам третьего собеседника, ни у одного бренда, имеющего производственные мощности в России, кроме китайских и турецких компаний, нет стопроцентной локализации производства. «Проблемы возникли с наличием основных компонентов, которые или уникальны, или им нельзя быстро найти замену: это двигатели для стиральных машин, матрицы для телевизоров, чипы, платы и пр. Без этого нельзя собрать готовый продукт, в итоге возник дефицит по ассортименту», — указал он.
LG объявила о приостановке поставок на территорию России в середине марта. Тогда же издание The Korea Times писало, что фабрика в Рузе продолжает работать, но, если приостановка поставок затянется и запас ключевых деталей будет исчерпан, то сбои «будут неизбежны». Представитель администрации Рузского городского округа сообщил, что не знает о ситуации на заводе, посоветовав обратиться к LG. РБК направил запрос представителю этого производителя.
Ранее с аналогичными проблемами столкнулись Whirlpool и Samsung. Первому принадлежит «Индезит Интернэшнл», которая владеет двумя заводами в Липецке по производству холодильников, морозильников и стиральных машин под брендами Whirlpool, KitchenAid, Bauknecht, Hotpoint и Indesit. В начале марта представитель этой компании заявил о приостановке производства, говорилось в сообщении на инвестиционном портале Липецкой области. Это было сделано «исходя из расчета запасов произведенной продукции»: «ситуация с продажами произведенной продукции изменилась», а склады завода в Липецке оказались переполнены. Работников перевели на оплату в две трети средней заработной платы. РБК направил запрос в Whirlpool и управление инвестиций и инноваций Липецкой области.
Samsung в начале марта приостановил поставку своей продукции в Россию, а в середине того же месяца в оплачиваемый отпуск с сохранением двух третей зарплаты были отправлены сотрудники завода этого производителя в Калужской области, писали местные СМИ. В качестве причины называлась нехватка комплектующих из-за нарушения логистических цепочек на фоне специальной военной операции на Украине. На этой фабрике производится большая часть всех продаваемых в России телевизоров Samsung, а также мониторы и стиральные машины. Компания ранее сообщала, что продукция завода поступает в страны СНГ, а стиральные машины также в Латвию, Словакию, Венгрию, Италию и другие страны Европы. Представитель Samsung отказался от комментариев.
После выхода материала представитель пресс-службы министерства внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области сообщил РБК, что расположенный в области завод Samsung в июне «будет осуществлять производственную деятельность не в полном объеме в связи с началом низкого сезона и прогнозируемым летним падением продаж, а также существующими логистическими проблемами». «Часть сотрудников может быть переведена в режим простоя, с предоставлением им всех гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, — сказал представитель. —
Возобновление производственной деятельности предприятия предполагается после завершения ежегодного летнего корпоративного отпуска сотрудников». Конкретные сроки он не уточнил. По словам представителя на предприятии занято 900 сотрудников.
Какими будут последствия
По словам Алексея Погудалова, сокращение ассортимента «смягчили имеющийся у магазинов запас техники и отрицательная динамика спроса на электронику». «На сегодняшний день освободившиеся места активно занимают китайские и турецкие производители. И как мы все знаем, на территорию России уже пришли первые машины с продукцией из разрешенного списка параллельного импорта (ввоз товаров без разрешения правообладателя. — РБК), часть из них мы уже видим на полке», — также отметил представитель «Холодильник.ру».
Замдиректора по стратегическому развитию «Марвел-Дистрибуции» Станислав Солтицкий говорит, что многие годы рынок крупной бытовой техники был очень стабилен с точки зрения брендов, и еще год назад полки были «закрыты» для многих вендоров, которые были не готовы инвестировать большие средства в продвижение, чтобы получить заметную долю российского рынка. «Сейчас присутствие западных брендов значительно сокращается, а значит, для китайских производителей техники открылось окно возможностей», — указал Солтицкий.
Источник РБК в одной из торговых компаний указал, что только у LG общие продажи в России в апреле сократились более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: с 27,2 тыс. холодильников и 64,4 тыс. стиральных машин до 13,6 тыс. и 25,3 тыс. соответственно. Глава российского представительства производителя бытовой техники Candy-Hoover Group (входит в китайскую Haier Group) Глеб Мишин отметил, что LG долгое время занимала первое место на рынке стиральных машин, но в феврале уступила его Haier Group. У последней в январе—апреле было 22%, тогда как у LG — 20%, у Whirlpool — порядка 17%, а у Samsung — порядка 9%. Долю последних трех, по прогнозу Мишина, могут занять китайские и турецкие бренды. «Это уже происходит. Совокупно ограничившие поставки бренды с начала года уже потеряли примерно 10% рынка, но этот процесс ускоряется из-за недопоставок», — отметил он.
Еще один собеседник РБК сообщил, что все производители столкнулись с нарушением логистических цепочек и что из-за санкций им приходится переключаться с европейских поставщиков на китайских и менять маршруты доставки продукции в Россию, что приводит к удорожанию как самой доставки, так и конечного продукта. «В том числе из-за этого цены не меняются, несмотря на падение курса доллара. В среднем себестоимость продукции российского производства вне зависимости от уровня локализации увеличилась на 15–18%», — указал этот собеседник.