СМИ узнали о рисках для Avito и «Яндекса» из-за законопроекта о биометрии
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) считает, что законопроект Минцифры, который уточняет требования к компаниям, работающим с биометрическими данными россиян, дискриминирует крупнейшие российские ИТ-компании. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на отзыв союза на документ, подготовленный министерством.
Проект постановления правительства, разработанный Минцифры, вносит поправки в правила аккредитации компаний, который обеспечивают идентификацию или аутентификацию пользователей с использованием биометрии. Так, ведомство предлагает аккредитовать для осуществления аутентификации компании, юрлицо которых не является иностранным, а также в уставном капитале которого доля участия иностранных юрлиц не превышает 49%. Также минимальный размер собственного капитала такой компании не должен быть меньше 50 млн руб. Помимо этого у организации должна быть лицензия по разработке, производству, распространению шифровальных средств и защищенных информационных систем.
Тем, кто осуществляет идентификацию, необходимо соответствовать тем же требованиям, но минимальный размер собственного капитала должен быть не менее 500 млн руб.
РСПП считает, что положения законопроекта дискриминируют крупнейшие ИТ-компании, что может привести к отставанию России в развитии биометрии. В союзе попросили не распространять требования на компании, которые используют, но не передают биометрию через интернет.
Эксперт комиссии по связи РСПП Михаил Рыженков пояснил, что предлагаемые Минцифры нововведения могут оказать влияние на банки и экосистемы. «Биометрические данные можно использовать для заключения любых сделок на интернет-платформах. Например, оформление онлайн-ипотеки через интернет», — пояснил он.
В Минцифры «Коммерсанту» сообщили, что проект только уточняет порядок аккредитации компаний, работающих с биометрией, и детализирует закон, принятый в конце 2020 года.
Эксперты, опрошенные газетой, считают, что новые правила могут ограничить работу таких сервисов, как Booking.com, Airbnb, Avito, а также «Яндекса» и банка «Тинькофф» (принадлежат компаниям, зарегистрированным вне России). Об этом, в частности, сообщил гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян, который указал на то, что по формулировкам закона под понятие биометрии может попасть и скан паспорта, который используют перечисленные компании.
Директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин в свою очередь указал, что под требование о минимальном капитале в 500 млн руб. попадут «Сбер», ВТБ, «Ростелеком», «Яндекс» и Mail.ru Group.
Глава компании «Б-152» Максим Лагутин напомнил, что биометрию используют также в маркетинге и пропускной системе.
Сейчас сбор биометрии осуществляется через Единую биометрическую систему. Собранные данные используются в финансовой сфере, здравоохранении, образовании, ретейле, при осуществлении онлайн-покупок, при пользовании госуслугами.